Кондиционер зимой

Принцип работы кондиционера на обогрев

Чтобы разобраться в вопросе, рассмотрим принцип действия сплит – системы в режиме охлаждения. Через два теплообменника с вентиляторами, прогоняющими сквозь них воздух, прокачивается хладагент – фреон. Это вещество обладает свойством переходить из жидкого агрегатного состояния в газообразное при низких температурах, близких к комнатным. В моменты перехода фреоном сначала поглощается из воздуха помещения, а потом выделяется в окружающую среду огромное количество теплоты.

Для циркуляции хладагента сплит — система снабжается компрессором, повышающим давление газа после себя, что усиливает его конденсацию и заставляет жидкий хладагент двигаться во внутренний блок, где он снова испаряется. По сути, принцип действия любой холодильной машины – это эффективный перенос тепла из одного места в другое.

Сплит – система, работающая на обогрев зимой, может переключать движение фреона в другую сторону, в результате чего теплообменники меняются местами, как показано на схеме:

Кондиционеры с функцией подогрева называют реверсивными, в них хладагент испаряется в наружном блоке, а конденсируется во внутреннем, перенося тепло с улицы внутрь помещения.

Приведенная схема – функциональная, более доступно показана работа кондиционера в зимний период на принципиальной схеме:

Реверс хладагента осуществляется не за счет компрессора, что может нагнетать давление только после себя, а с помощью четырехходового клапана, перенаправляющего потоки фреона. Сам клапан приводится в действие электроприводом, который мы запускаем, нажав на пульте дистанционного управления кнопку переключения режимов.

Принцип работы бытового кондиционера

По принципу действия режимы работы бытового кондиционера, которые отвечают за обогрев и охлаждение помещения, функционируют благодаря хладагенту, служащему проводником между уличным и домашним теплом. Другими словами, бытовые сплит-системы сами его воспроизводить не могут, а как насосы лишь перекачивают теплый воздух в комнату с улицы и наоборот. Перенос тепла происходит через специальные разновидности фреонов, а воздухообмен между ними и окружающей средой осуществляют воздушные теплообменники.

При этом производительность тепла зависит как от конструкции теплообменника, различной для определенных моделей кондиционеров, так и от изначальной температуры воздуха, который пропускается через него.

Компрессор, размещенный во внешнем корпусе устройства, отвечает за распределение по прибору холодильного агента. В этом ему помогает масло, которое начинает густеть на морозе. В результате механизм компрессора работает без смазки, и его запчасти изнашиваются раньше времени.

Существуют определенные правила эксплуатации кондиционера в зимний период, несоблюдение которых повлечет его поломку, а причиной ее часто становится гидроудар. При включении режима обогрева фреон подогревается и испаряется, однако, из-за чрезмерно низких температурных показателей он не успевает этого делать и сжиженный проникает в клапаны компрессора.

Температура окружающей среды и влажность взаимосвязаны — при изменении одного показателя, автоматически меняется и другой. Как следствие, повышается объем конденсата, выделяемого сплит-системой. Он выводится из устройства по специальной дренажной трубе, которая при сильном снижении температуры покрывается внутри льдом. Конденсату некуда стекать и он либо начинает сочиться наружу из внутреннего корпуса, либо вовсе приводит кондиционер в негодность.

Бытовым климатическим устройством допустимо пользоваться зимой, когда руководство по эксплуатации кондиционера позволяет это, но соблюдая между тем все указанные в нем меры предосторожности

Энергоэффективность дома

В российском ютубе полно роликов про воздушные тепловые насосы на кондиционерах, и почему то везде прослеживается четкая тенденция, что если кто-то их ругает, то обязательно упускает плюсы прибора и раздувает минусы, и наоборот.

В этой статье будут затронуты как положительные, так и отрицательные стороны вопроса.

Прежде чем задумываться об отоплении кондиционером, проверьте теплоизоляцию и энергоэффективность своего дома.

Если она никудышная, то какой-бы мощности агрегат вы не поставили, зимой вы не согреетесь. И вид отопления здесь будет не причем.

Не зря говорят – самое лучшее отопление, это утепление! Когда с этим у вас все в порядке, можно приступать к выбору кондиционера.

Проблемы и решения

Возможные проблемы, которые могут возникнуть при эксплуатации кондиционера пи минусовой температуре:

  • Замерзание воды в дренажной трубке;
  • Обледенение наружного блока;
  • Слишком низкая температура;
  • Повышение вязкости масла в поддоне;
  • Промерзание подшипников вентилятора.

Если зимой ваш кондиционер начал плеваться водой, или из него начал капать конденсат – проблема в дренаже. В дренажной трубке может образоваться ледяная трубка и влага не будет стекать наужу. Решить проблему легко – прогрейте наружную часть дренажной трубки.

Если эффективность сплит-системы упала, или она вовсе перестала холодить, нужно выполнить следующие шаги:

Банально посмотрите на термометр. Если на улице температура ниже минимальной, указанной в инструкции – делать нечего. Придется ждать потепления или устанавливать зимний комплект (речь о нем пойдет ниже).

Проверьте, не покрыт ли наружный блок льдом. В особенности, радиатор (конденсатор). Он расположен с тыльной стороны наружного блока. Если он обледенел – промойте его теплой водой и просушите, а лучше – высушите строительным феном.

Обледеневший наружный блок. Он не сможет дать кондиционеру на полную мощнось, и может привести к его поломке.

Иногда промерзает смазка в подшипнике радиатора или он покрывается льдом. Если вентилятор не вращается – попробуйте раскрутить его вручную. Если и это не помогло – прогрейте подшипник феном.

Иногда в поддоне картера компрессора масло становится слишком вязким. Это может произойти по трем причинам:

  1. На улице слишком низкая температура;
  2. В компрессор во время обслуживания или ремонта залили несоответствующее масло;
  3. Кондиционер долго стоял выключенным.

В таком случае вам нужно будет снять корпус наружного блока и прогреть нижнюю часть компрессора. Для этого используйте строительный фен.

Как включить сплит-систему на обогрев?

Для переключения режима на обогрев используется пульт управления. После включения опции не стоит ожидать моментальную выдачу потока теплого воздуха. Он поступит в помещение минут через 10-15.

Включение кондиционера на обогрев (пошаговая инструкция):

  1. На ПУ нажимаем кнопку «ON».
  2. Для включения режима обогрев используется кнопка MODE, затем HEAT. На некоторых пультах эта кнопка маркируется символом «солнышко».
  3. Кнопками +\– пользователь может задать необходимое температурное значение.
  4. После настройки температуры прибор активируется в рабочий режим. Запустится вентилятор и уже через несколько минут в помещение начнет поступать теплый воздух.

В некоторых моделях сплит-систем режим обогрева включается в обратном порядке: сначала пользователь задает температуру, а после нажимает кнопку запуска рабочего режима. В прилагаемой инструкции есть точная информация, как включить кондиционер на тепло.

Эксплуатируйте кондиционеры зимой по правилам, рекомендованным производителем, и обязательно сверяйте температуру воздуха на улице, ориентируясь на параметр допустимого температурного диапазона, прежде чем включить кондиционер на обогрев. Это позволит эффективно эксплуатировать климатическое оборудование в зимний сезон, исключая риски его быстрого выхода из строя.

Зачем зимой включают в машине кондиционер?

Любой эксперт по автокондиционерам вам скажет — включать кондиционер зимой в машине нужно. И руководства пользователей разных моделей автомобилей это подтвердят. Но зачем это делать?

Схема работы системы кондиционирования воздуха в салоне автомобиля

Дело в том, что в системе кондиционирования используется специальное компрессорное масло. Оно необходимо для смазывания деталей компрессора и всех резиновых уплотнений системы. Если бы его не было, трущиеся детали в компрессоре попросту тогда заклинили. Однако само масло не циркулирует внутри системы самостоятельно, оно растворено во фреоне, который является его переносчиком.

В результате если вы не включаете кондиционер длительное время (например, несколько месяцев подряд, с осени и до самого лета), первое время при запуске после простоя компрессор будет работать “на сухую”. Такой режим может привести к выходу из строя или просто существенно сократить его ресурс. И чем дольше система простаивала — тем дольше нужно маслу, чтобы снова смазать все элементы системы. Тем больше “убивается” компрессор.

Работая без смазки, детали компрессора стираются и металлическая пыль оседает в системе. Промыть и вычистить ее практически невозможно — она навсегда остается внутри и будет медленно убивать даже новый компрессор.

А посмотрев на его стоимость, менять эту деталь не захочется никому (для Приоры — 9000 рублей, для Lacetti — 11 000 рублей, Ford Focus 3 — 12 000 рублей). Поэтому смазывание системы является основной причиной зачем нужно включать кондиционер зимой в машине. Вот только в зимнее время должно быть правильным иначе вы не сможете его включить летом.

Но кроме износа самого компрессора, без смазки страдают и резиновые уплотнения. А если рассохнутся они — начнет вытекать и испаряться фреон. Залить новый не так дорого, как заменить компрессор, но это тоже несколько тысяч рублей. Причем затраты еще и не окупятся, потому что если не найти и не устранить причину протечки, фреон снова выйдет из системы и деньги будут в прямом смысле выброшены на ветер.

В некоторых статьях можно найти информацию, что не нужно включать кондиционер на современных автомобилях, потому что у них компрессор не имеет электромагнитной муфты, которая закисает, и которой собственно и нужно смазка. Но это не связанные между собой факты — отсутствие муфты, которая находится снаружи компрессора, не отменяет необходимости смазывания трущихся деталей внутри компрессора.

Путаницу в вопросе “можно ли включать кондиционер в машине зимой” вносят несколько факторов.

  1. В мануалах ничего не пишут про то что запускать кондиционер нужно при положительной температуре окружающего воздуха — никто так и не нашел ответа почему это не указывают.
  2. Компрессоры большинства автомобилей, произведенных после 2000 года, вращаются круглый год и называются всепогодными. Работа компрессора на повышение давления и смыкание муфты и шкива происходит внутри конструкции — поэтому определить, что он действительно “заработал” сложно и это усложняет понимание “включается ли кондиционер зимой”.
  3. Даже при выключенном компрессоре, в салоне загорается лампа АС — с этим попробуем разобраться отдельно.

Как часто нужно включать кондиционер зимой?

Единой рекомендации нет. Среднее значение — один раз в 7-10 дней на 10-15 минут. Лучше всего поискать эту информацию в руководстве по эксплуатации конкретного автомобиля. И вообще это единственный надежный источник информации, за который автопроизводитель отвечает головой и рискует возможными судебными исками. Даже если вы сомневаетесь можно ли включать кондиционер в машине зимой, посмотрите что написал производитель. Когда в нем сказано “включать”, то включайте и не бойтесь о том что будет если включить кондиционер в машине зимой. Если такой информации нет — окончательный выбор за вами. Однако помните о всех тех аргументах, что были приведены выше.

Почему вообще могут возникнуть сомнения, ведь смазка системе нужна? На самом деле в мороз кондиционер не запускается! Да, даже если на панели горит лампочка А/С. Чтобы его включить, нужны определенные условия.

Защита оборудования в зимний период

Если нет необходимости использовать кондиционер в зимнее время года, желательно его законсервировать до следующего рабочего сезона.

Необходимо выбрать день, когда температура воздуха будет не ниже +16 °С и включить режим вентиляции от 1,5 до 3 часов. Это необходимо сделать для испарения влаги из кондиционера. Если температура ниже указанной, лучше включить режим обогрева.

Далее следует произвести очистку фильтров от пыли и грязи. Фильтры помыть под проточной водой, просушить и установить на место.  

Затем требуется выключить сплит-систему из сети и вынуть батарейки из пульта дистанционного управления.

Не рекомендуется укрывать наружный блок влагоустойчивыми материалами, поскольку это может привести к возникновению плесени.

Основная функция

Главная изначальная функция бытового климатического оборудования – охлаждение внутреннего пространства квартиры, комнаты. Именно поэтому приобретение кондиционеров стало массовым явлением перед началом летнего сезона. Как происходит процесс охлаждения воздуха?

Сплит-система оборудована охлаждающим контуром из медных труб. Внутри циркулирует фреон. Особенности таковы, что при испарении он способен охлаждать воздух. Внутренний блок климат-устройства располагает теплообменником, через который фреон, испаряясь, отдает холод. Рядом расположенный вентилятор подает комнатный воздух к испарителю, прогоняет сквозь него, выдавая охлажденный поток.

Далее нагретый фреон перемещается к внешнему блоку, внутри которого преобразуется, избавляется от накопленного тепла и, готовый охлаждаться, снова возвращается к испарителю. Таким образом реализуется основная охлаждающая функция кондиционера.

Кондиционер как тепловой насос

Не задалось лето в этом году в Центральной России в принципе и в Москве в частности (как и год назад). Мало кто включал кондиционер на охлаждение. Зато зимы у нас затяжные и если в кондиционировании помещения потребность не столь сильна, то вот без обогрева — никуда!

Обогрев инверторным кондиционером в сравнении с электрическими обогревателями и радиаторами примерно в 3,5-4,0 раза выгоднее! Эффективность выше обогрева дома дизельным или любым твёрдым топливом. Уступает только самому дешёвому варианту — магистральному газу! Если он есть, конечно…

Любая сплит-система — это тепловой насос

: в ней нет нагревательных элементов, тепло перекачивается, извлекается из внешнего воздуха (даже при резко отрицательных температурах) за счёт переохлаждения фреона во внешнем блоке. Полученное тепло отдаётся внутренним блоком в помещении.

Это схема работы по принципу «воздух-воздух». Затраты на установку и виды проводимых работы абсолютно аналогичны классической установке бытового кондиционера. Ещё раз повторимся: тепловой насос «воздух-воздух» — это тот же бытовой кондиционер с одним небольшим отличием: он обладает расширенным температурным диапазоном работы, позволяя сплит-системе продолжать работу вплоть до -30oC.

Для работы в столь суровых условиях инженера заводов-изготовителей предусматривают особые двухступенчатые компрессора, определённым образом настраивают работу расширительных вентилей. Всё это позволяет сохранять высокую эффективность обогрева даже при сильных морозах.

Положение горизонтальных и вертикальных жалюзи

  • у всех кондиционеров горизонтальные жалюзи (которые регулируют поток вниз-вверх) регулируются с пульта. Настраивайте их таким образом, чтобы поток воздуха минимально воздействовал на людей. Чаще всего, наиболее эффективное и выгодное положение это верхнее. В этом случае воздух отлично циркулирует и проходит «над головой».
  • вертикальные жалюзи (которые регулируют поток вправо-влево) регулируются у недорогих моделей вручную. Обычно, их настраивают один раз и навсегда. Так же необходимо найти самое выгодное положение потока воздуха. Безопаснее их регулировку осуществлять при выключенном кондиционере (если вручную).

Часто приходится наблюдать, когда в магазинах или офисах ставят минимальные температуры, а эффекта это не приносит. Проблема в том, что либо мощность кондиционера рассчитана неправильно, либо требуется чистка или ремонт устройства.

Полезно знать: алгоритм автоматических настроек позволяет поддерживать усредненные параметры. В таком случае кондиционер сам подбирает температуру и скорость вращения вала, ориентируясь на показания некоторых датчиков. И не всегда эти параметры будут комфортны для вас.

Подробное описание кнопок и их значений смотрите в данной статье.

Работа кондиционера зимой в режиме обогрева

Теперь перейдем к главному и выясним, можно ли запускать сплит-систему на обогрев помещения, когда на улице значительный «минус».

Диапазон рабочих температур кондиционера

У каждого кондиционера свой диапазон рабочих уличных температур. Обычно это от минус 5 С до плюс 35–40 С. Но есть и устройства, рассчитанные на работу зимой при достаточно сильном морозе – до минус 20–25 С. Чтобы однозначно выяснить, при какой температуре можно включать кондиционер, необходимо смотреть этот параметр в техпаспорте конкретной модели.

Рабочие температуры кондиционера при использовании зимой и летом

При этом неважно для охлаждения либо обогрева используется данная климатическая техника. Если устройство не рассчитано на работу при минусовых температурах, то включать кондиционер нельзя в любом режиме

Все дело во внешней его части, которая расположена на улице. Имеющемуся там оборудованию заморозки противопоказаны.

При работе кондиционер не производит «холод» или «тепло». Он лишь перекачивает тепловую энергию, забирая ее в одном месте и отдавая в другом. Когда он охлаждает, то просто вбирает с помощью конденсации на теплообменнике в себя часть тепла из комнатного воздуха. А затем выводит его на внешний блок и отдает улице. При нагреве происходит обратный процесс – тепло берется вовне и передается в комнату.

При каких внешних температурах возможна работа в режиме обогрева

Большинство современных кондиционеров могут работать на обогрев только при условии, что температура за окном не ниже -7°C…-15°C. Более точную информацию по нижнему температурному порогу можно найти в инструкции к устройству. Если же использовать устройство при более низких показателях термометра, мощность обогрева будет меньшей. Кроме того, возникнет угроза обледенения дренажной системы и конденсатора, что неизбежно ведет к поломке всей сплит-системы.

Но в зависимости от хладагента и типа компрессора, некоторые кондиционеры могут работать в режиме обогрева и при более низких температурах, например, -15°C…- 30°C. Речь идет о передовых моделях инверторных сплит-систем.

По каким причинам кондиционер не работает на обогрев

Если в устройстве предусмотрена возможность работы на обогрев помещения, но он не включается в этот режим, возможно произошла поломка компрессора, дренажной системы или клапана, обеспечивающего переключение холодильного контура на обогрев. Также есть вероятность утечки хладагента в местах спайки трубок. В этом случае стоит вызвать мастера по ремонту климатического оборудования.

Еще одна популярная причина – температура за окном ниже допустимого минимума, поэтому кондиционер может лишь незначительно повысить уровень тепла в комнате.

Если же прибор нормально работает, но воздух в помещении не нагревается, то, возможно, стоит просто немного подождать – иногда системе требуется дополнительное время, чтобы внутренний блок прогрелся. Зимой это вполне нормальное явление.

Также помочь разобраться в причинах неисправности может дисплей внутреннего блока, который высвечивает коды ошибок в работе сплит-системы.

Если же самостоятельно установить и устранить проблему не получается, лучше обратиться в специализированный сервисный центр.

Тепловой насос или кондиционер?

А вы знали. Что тепловой насос воздух-воздух по принципу работы не отличается от кондиционера? Их основное отличие – в характеристиках и цене.

Современные воздушные тепловые насосы могут работать при температурах ниже -35. Для кондиционера минимальная температура (некоторых моделей) -28. По принципу установки они не отличаются, разница только в цене и стоимости обслуживания.

Если вы решили отапливать дом кондиционером, а температуры в вашем регионе могут опускаться ниже -20, задумайтесь о покупке теплового насоса

У него есть еще одно важное преимущество – коэффициент COP теплонасоса гораздо выше. Чем у кондиционера

Почему кондиционер зимой не включается

Система кондиционирования всех автомобилей, независимо от возраста и конструкции, не включаются при низких температурах. У каждого автопроизводителя свои настройки при какой температуре не работает кондиционер в машине, но большинство укладывается в общий диапазон от -5°С до +5°С. Вот данные, собранные журналистами издания “За Рулем” у автопроизводителей в России в 2019 году.

Марка авто Минимальная температура функционирования компрессора
BMW +1 °C
Haval -5 °C
Kia +2 °C
MPSA (Mitsubishi-Peugeot-Citroen) +5 °C
Nissan -5…-2 °C
Porsche +2…+3 °C
Renault +4…+5 °C
Skoda +2 °C
Subaru 0 °C
Volkswagen +2…+5 °C

Что это означает? В конструкции системы есть датчик давления фреона, который в первую очередь предотвращает аварийную ситуацию с высоким уровнем давления. Грубо говоря, он следит, чтобы компрессор не “перекачал”. Но у него есть и уровень минимального давления, ниже которого он считает, что фреона в системе нет вообще и тоже не дает включить компрессор.

В этот момент работает элементарная физика — чем ниже температура за бортом, тем ниже давление в системе. В какой-то момент (индивидуальный для каждого автопроизводителя) датчик отключает возможность включения кондиционера. Это защитный механизм, который бережет компрессор от работы в условиях низкого давления.

Почему же кондиционер все же может включиться через какое-то время после запуска двигателя и выхода на рабочую температуру. Ни один автопроизводитель не сообщает о настройках работы своих систем кондиционирования и . Но логично предположить, что компрессор нагревается в подкапотном пространстве автомобиля до минимально необходимого уровня и датчик давления позволяет запуск.

Но даже в такой ситуации кондиционер может быстро выключиться, буквально через 10 секунд после включения. Здесь в дело вступает датчик температуры испарителя — если он фиксирует риск обледенения детали из-за низкой температуры вокруг, система снова выключится.

Как включать кондиционер зимой в машине

Так включать ли зимой кондиционер в машине, если он все равно не запускается? Да, включать, чтобы прогнать масло, и чтобы это сделать, есть следующие варианты:

  • в хорошо прогреть автомобиль, включится когда торпедо в салоне уже теплая;
  • включать в любом теплом помещении: отапливаемый гараж, теплый бокс, закрытый паркинг, автомойка (кстати, многие автовладельцы рекомендуют именно мойку).

В таком случае вы точно сможете включать автомобильный кондиционер зимой и даже проконтролировать его работу. На старых компрессорах с электромагнитной муфтой это просто понять, потому что при включении происходит щелчок — это муфта зацепляется со шкивом. В современных системах климат-контроля понять, что кондиционер работает можно только в теплом боксе, через время проверив какой воздух идет из воздуховодов либо наблюдая за оборотами по тахометру — они должны увеличится.

Особенности установки кондиционера зимой

Особенностью установки кондиционера зимой, то есть закрепление внутреннего блока, бурение стены, подвешивание наружного блока, соединение трубами наружного и внутреннего блоков, ничем не отличается от таких же работ, произведенных в теплое время года. Трудности начинаются на этапе вакуумизации системы и ее заправки, если температура окружающей среды ниже -5°С.

Вакуумирование кондиционера при низких температурах

Под вакуумированием кондиционера при низких температурах подразумевается удаление воздуха из контура сплит-системы. Делается это с помощью специального вакуумного насоса. Если этот процесс проводить при температуре окружающей среды ниже 0°С, то неизбежно образование конденсата из влаги, находящейся в атмосфере, который будет оседать в контуре. Во время пуска смеси хладагента со смазочными маслами в систему, вода начнет взаимодействовать с этими компонентами, в результате чего будут образовываться кислоты, от которых детали компрессора начнут быстро изнашиваться.

Вакуумация кондиционерной магистрали

Проверка герметичности системы кондиционирования

Герметичность контура системы кондиционирования проверяется заполнением его сжатым азотом. Если сжатый газ в баллоне теплый, из-за того, что емкость находится в отапливаемом помещении, то азот, проходя через внешний контур зимой резко охладится, и давление в трубопроводе начнет снижаться. Данный факт может быть ложно принят за наличие утечки.

В идеале, проверка на герметичность должна проводиться, когда внешняя температура и температура в помещении примерно одинаковая. Конечно же, можно вынести баллон на улицу, чтобы он хорошо остыл, и после этого начать проверку, но лучше это делать в теплое время года.

Бандажирование трассы для кондиционера

Заправка кондиционера зимой

Если вы решили установить кондиционер зимой, то лучше ограничится только монтажом агрегатов, а саму вакуумизацию и заправку системы хладагентом перенести на весну.

В инструкции к кондиционеру написано, что нельзя включать его при температуре на улице ниже  -5°С. Но мастера советуют не включать агрегат уже при +5°С. Такой запрет объясняется тем, что для смазки подвижных частей компрессора в хладагент добавляются смазочные материалы — масла. При отрицательных температурах смазка начинает загустевать и терять свои свойства. В результате детали компрессора подвергаются быстрому износу, и агрегат выходит из строя.

Монтаж внутреннего блока

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все элементарно просто
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: