Работа кондиционера
Все компоненты агрегата соединяются друг с другом трубками из меди и тем самым формируют холодильный контур. Внутри его циркулирует фреон с небольшой толикой компрессионного масла.
Устройство кондиционера позволяет совершать следующий процесс:
- В компрессор из радиатора поступает хладагент под низким давлением в 2-4 атмосферы и температурой около +15 градусов.
- Работая, компрессор сжимает фреон до 16 — 22 очков, в связи с этим он нагревается до +75 — 85 градусов и попадает в конденсатор.
- Испаритель охлаждается потоком воздуха, имеющим температуру ниже, чем у фреона, вследствие чего хладагент остывает и преобразуется из газа в водянистое состояние.
- Из конденсатора фреон попадает в терморегулирующий вентиль (в бытовых приборах он выглядит в виде спиральной трубки).
- При прохождении через капилляры, напор газа понижается до 3-5 атмосфер, и он остывает, при этом часть его испаряется.
- После ТРВ жидкий фреон поступает в радиатор, обдуваемый воздушным потоком. В нем хладагент полностью преобразуется в газ, забирает тепло, в связи с этим температура в помещении понижается.
Затем фреон с низким давлением двигается к компрессору, и вся работа компрессора, а значит и бытового кондиционера, повторяется вновь.
Работа кондиционера на холод
Как проверить компрессор
Порядок действий мастера определяется характером неисправностей сплит системы. Но прежде, чем приступать к ремонту, нужно учесть ряд моментов:
- обслуживание кондиционера рекомендуется поручить специалистам;
- для заправки системы используются агрессивные химические вещества;
- устройство работает от сети с высоким уровнем напряжения;
- для устранения неполадок пользователь должен обладать базовыми знаниями в области электроники, механики и электрики;
- отсутствие требуемых навыков может стать причиной повреждения здоровья.
Самое правильное решение для проверки работы сплит системы — это обращение к профессионалам. Квалифицированный мастер быстро определит и устранит причину поломки.
Вместе с тем, если у владельца кондиционера имеются соответствующие навыки, то он может попытаться решить проблему своими силами.
Проблема первая: механический шум
Если в процессе работы агрегат издает посторонний шум, то это говорит о неполадках внутренних элементов:
Единственный способ устранить проблему — замена аппарата.
Также повышенный шум может производить избыток хладагента. При этом шум не имеет явно выраженного механического характера. Система автоматически отключит компрессор после достижения давлением критической черты.
Чтобы определиться с характером неполадки, нужно выполнить ряд действий:
- активировать манометрическую станцию;
- перекрыть системный кран;
- отслеживать уровень давления.
Если неисправность кроется в клапане, то шум станет громче. При этом давление останется практически неизменным. Также оно может начать незначительно возрастать. При неисправности подшипников рост уровня шума сопровождается нарастанием давления.
Переизбыток хладагента также провоцирует увеличение давления и шума. Но реле давления автоматически прекратит работу компрессора спустя недолгое время после его запуска.
Проблема вторая: дефицит или переизбыток фреона
Для определения неисправности потребуется «помощь» манометрической станции. Нужно отключить кондиционер от сети, немного подождать, подключить станцию и активировать сплит систему. Дальнейшая проверка сводится к наблюдению за приборами.
Нормальное давление для определенной модели агрегата обозначено в табличке на корпусе устройства. Там указаны граничные параметры для нагнетания и всасывания. Если наблюдается превышение предельных границ, то система переполнена хладагентом. Следует учитывать, что в таблице указаны только верхние значения.
Поэтому для определения дефицита хладагента нужно использовать другую схему. Согласно норме, давление всасывания для бытовых кондиционеров составляет около 4-6 Бар. Конкретные значения зависят от особенностей модели.
Если уровень давления существенно ниже нормативного диапазона (4-6 Бар), то наблюдается явный дефицит заправки. Компрессор не сможет корректно функционировать: он будет издавать во время работы посторонний шум или периодически будут срабатывать защитные механизмы, отключающие устройство.
Проблема третья: не запускается компрессор
Это довольно распространенный дефект, суть которого сводится к невозможности заставить компрессор работать. Причем сам прибор успешно переходит в режим охлаждения, а системы автоматики функционируют нормально. Все, кроме вентилятора конденсатора.
Последний работает в необычном режиме. В момент запуска вентилятор начинает вращение, но практически сразу прекращает его. Внутренний блок запускается нормально, в отличие от компрессора.
Данный дефект характерен для сплит систем, которые проработали более пяти лет. Причина кроется в пусковом конденсаторе, подключенном к системе питания электродвигателя. Ниже будет рассказано, как диагностировать эту неполадку.
Проблема четвертая — межвитковое замыкание
Определить эту неисправность достаточно сложно. Например, если замыкание происходит на небольшом участке на 2 или 3 витке обмотки, то для обнаружения неисправности необходимо использовать специальный инструмент.
Другой вариант заключается в замыкании участков, расположенных довольно далеко друг от друга. В принципе, неполадку можно определить путем измерения сопротивления в обмотках статора. Обычно в «проблемном» месте с коротким замыканием наблюдается меньший уровень сопротивления по сравнению с другими участками. Однако для корректного решения задачи нужно иметь доступ к схеме мотора.
Неисправности кондиционеров
Сегодняшнее климатическое оборудование снабжено функцией оповещения о возможных поломках. Стоит лишь расшифровать диагностическую информацию.
Агрегат не включается
Это самая распространенная поломка у кондиционера и наверняка каждый пользователь с ней встречался. Эти проблемы происходят обычно из-за электрической части:
- Устройство не подключено.
- Неисправна командная микросхема.
- Отсутствует связь между наружным и внутренним блоками.
- Не работает пульт управления.
- Сработал автомат защиты.
- Ошибочная коммутация при подаче сигналов.
И наконец, устройство может производить сбой в силу банального износа деталей.
Отключение сплит-системы после непродолжительной работы
Такое явление происходит из-за перегрева компрессора, а также по причине поломки защитного реле. Нагревается установка по причине загрязнения радиатора на внешнем модуле.
В таких случаях следует произвести профилактическую чистку решетки. А также после заправки может нарушиться баланс в контурах радиатора и конденсатора.
Течь конденсата из внутреннего блока
В летнее время владельцы кондиционеров могут наблюдать переполнение емкостей с конденсатом. Причиной этого может быть обмерзание теплообменника, который следует утеплить. Если протекание появляется в стыках, то нужно подкрутить гайки. В случае забивания грязью дренажной трубки, ее также следует прочистить.
Кондиционер работает не на полную мощность
Такая неисправность случается в основном летом. Аппарат во время эксплуатации потребляет большое количество энергии, но не в состоянии обеспечить необходимый температурный режим. Причина здесь чаще всего кроется в загрязненных воздушных фильтрах.
Запахи
Если от устройства стал появляться неприятный душок, то для этого есть несколько причин. В случае горелого запаха нужно проверять проводку, причем делать это рекомендуется в сервисных центрах.
Когда зловонье отдает сыростью или плесенью, это значит, что внутри агрегата образовалась колония бактерий. Избавиться от него можно с помощью антигрибкового препарата.
Что такое испаритель?
Для начала давайте разберемся, что представляет собой этот узел и где он находится. Устройство испарителя кондиционера является одним из основных компонентов системы. Этот узел использует внутри данной системы расходный материал — газ фреон — и позволяет обеспечить температуру в районе 0-5 градусов. Принцип функционирования испарительного компонента устроен так, что воздушный поток при нагнетании компрессорного устройства проходит через систему. В конечном итоге этот воздух охлаждается до 6-12 градусов, что позволяет обеспечить более комфортное вождение.
Дезинфекция испарительного элемента
Когда воздушный поток в системе охлаждается, непосредственно в испарительном устройстве осуществляется конденсация. Впоследствии конденсат стекает на так называемые ребра решетки этого устройства в специальный поддон, а уже из поддона он уходит в окружающую среду. Когда воздушный поток попадает в саму систему, вместе с ним в нее поступает и грязь с пылью из окружающей среды. Поначалу эта пыль, осевшая в системе, никак не тревожит водителя, но она может найтись и обязательно найдется тогда, когда при работе кондиционера в автомобиле начнет появляться неприятный запах. Появление запаха является первым симптомом того, что находящийся в системе кондиционирования испаритель забился пылью.
Есть еще один вариант узнать, должна ли в своем автомобиле производиться очистка испарителя — для этого можно произвести замер объема конденсата. По факту, когда испарительный узел работает в нормальном режиме, за 60 минут функционирования агрегат должен выдавать не менее одного и не более полутора литров конденсата. Попробуйте подставить емкость (ведро, тазик или обрезанную бутылку) под соответствующее отверстие под днище авто, через которое выходит конденсат.
Читать дальше: Как часто мыть автомобиль
Не обязательно ждать целый час, можно подождать 10-15 минут и посмотреть, сколько влаги собралось в емкости. Путем нехитрых математических вычислений можно понять, что за 15 минут должно накапать около 250 мл, не меньше, в противном случае потребуется произвести очистку устройства (автор видео — Octavia-А5).
Очистка
Очистка испарительного теплообменника вместе с другими элементами внутреннего блока сплит-системы проводится дважды за год – весной и осенью. Очистка воздушных фильтров зависит от состояния воздуха внутри квартиры. Если слишком загрязнен, есть домашние питомцы, частицы пыли, шерсть животных будут быстрее забивать систему фильтрации. Проводится один раз за 1-3 месяца.
Признаки засорения теплообменника:
- ухудшились охлаждающие свойства кондиционера;
- энергопотребление увеличилось при снижении производительной мощности;
- малоприятный запах при включении климат-устройства.
Кроме испарителя очистке подлежат вентиляторные механизмы, дренажная система. Внутреннее пространство модуля, на поверхности которого также может образоваться плесень, грибок и т.д. Можно провести чистку внутренних механизмов кондиционера своими руками, либо вызвать соответствующих специалистов.
Чистка испарителя кондиционера проводится специальными антибактериальными, дезинфицирующими средствами. Использовать необходимо в соответствии с инструкцией на этикетке, составленной производителем. Средства выпускаю ввиде аэрозоля, пены.
Содержат в составе поверхностно-активные вещества, которые обладают хорошей моющей способностью. Также, в зависимости от сферы использования, металла и т.д., могут включать кислотные, щелочные добавки, биологически-активные компоненты.
Принцип действия
Испаритель кондиционера – неотъемлемая часть замкнутого фреонового контура. Главная его функция – охлаждение воздушного потока, прогоняемого через него вентилятором, находящегося непосредственно возле него. В систему входят:
- испаритель,
- конденсатор,
- вентиляторы внешнего и внутреннего блоков,
- терморегулирующий вентиль,
- компрессор,
- медный трубопровод для хладагента,
- хладагент,
- компрессорное масло.
В компрессоре газообразный фреон сжимается до состояния жидкости. Далее он проходит во внешний теплообменник – конденсатор. Здесь фреон отдает свое тепло наружному воздуху, который прохладнее фреонового вещества. Воздух нагнетается внутрь корпуса вентилятором.
Сбросив часть температуры жидкость двигается дальше по контуру, попадает в терморегулирующий вентиль. Внутри спиралевидного устройства фреон еще более охлаждается, давление понижается. В таком состоянии хладагент поступает в испаритель. При взаимодействии с теплым комнатным воздухом (через теплообменную поверхность) происходит испарение, фреон из жидкого переходит в состояние газа. Окружающий теплообменник воздух охлаждается.
Далее газ попадает в компрессор и круг возобновляется. Рядом с испарителем расположен вентилятор, который способствует циркуляции комнатного воздуха.
Польза и вред от кондиционера
Плюсы от устройства
Главным преимуществом климатизеров является то, что они создают в помещении подходящий для человека микроклимат. Это повышает, в свою очередь, производительность труда, улучшает настроение и самочувствие.
Следовательно, основным достоинством этого кондиционера является создание благоприятных условий для работы или отдыха. Основной задачей таких агрегатов является понижение температуры в жаркое время, и нагрев воздуха в холодный период.
К тому же установка кондиционеров в сервисных центрах или в интернет-залах позволяет миновать преждевременных поломок компьютерного оборудования из-за перегрева.
А также некоторые модели таких агрегатов способны выполнить еще несколько полезных функций:
- Очищение воздушного пространства от неприятных запахов. Например, часто оконные кондиционеры монтируют на кухне и в туалете.
- Увлажнение или осушение воздушной среды в помещении.
Минусы устройств
Однако при неправильном использовании кондиционера, от него может исходить определенный вред для здоровья человека:
- Есть вероятность, что в этих устройствах размножаются вредные бактерии.
- Климатическое оборудование благоприятствует распространению вирусов.
- Кондиционеры, пропуская через себя воздух, убивают в нем полезные элементы.
- Компрессоры создают шум во время работы.
На самом деле, в большинстве случаев, это относится к мифам, и такие утверждения не соответствуют действительности. Во избежание неприятных явлений, не нужно находиться под холодной струей воздушного потока.
Систематические чистки агрегата и его профилактический ремонт помогут избежать неправильной работы устройства. И если соблюдать эти элементарные правила, то кондиционер создаст в помещении приятный микроклимат, так необходимый человеку для приятного отдыха и плодотворной работы.
Причины перегрева кондиционера:
Недостаток фреона. Со временем эксплуатации оборудования в медном трубопроводе могут появиться трещины. Вследствие этого происходит постепенная разгерметизация фреонового контура, вызывающее недостаточное давление фреона. По этой причине наблюдается перегрев компрессора — основного работающего элемента кондиционера, обеспечивающего попадание холодильного газа в трубопровод.
Неправильное расположение оборудования из-за ошибок, допущенных монтажниками при установке:
- Наружный блок расположен близко к стене помещения. Если между кондиционером и стенкой более 10 см, это может привести к нагреванию корпуса внешнего блока и перегреву компрессора.
- При монтаже не учтен факт попадания на корпус блока прямых солнечных лучей. Перегрев кондиционера возможен, если монтажники не учтут и не просчитают динамику воздействия излучения от солнца на внешний корпус прибора.
- Кондиционер установлен в непосредственной близости от предметов или вещей. Плотная занавеска, колонка и другие предметы не должны препятствовать отводу теплого воздуха. Ухудшение теплообмена между окружающей средой и кондиционером приведет к перегреву техники
Перегревание оборудование может вызвать полный отказ или не полноценная работа специального вентилятора. Он предназначен для понижения температуры и обдувания радиатора, находящегося в кондиционере. Перегрев возможен из-за технической неисправности вентилятора или повреждения электрики в вентиляторном отделе кондиционера.
Частая причина перегрева электрооборудования — загрязнение. Из-за отсутствия регулярной чистки детали и внутренние узлы кондиционера забиваются пылью, пухом от деревьев и грязью. В результате этого нарушается нормальный теплообмен и нагревается компрессор.
Компрессор или двигатель могут перегреваться, испытывая чрезмерную нагрузку вследствие перегруженности испарителя, повышенного давления всасывания или конденсации. Также плохое охлаждение цилиндра и электродвигателя может быть вызвано недостаточным количеством жидкости в испарителе или низкой нагрузкой на испаритель.
Источник
Как устроен компрессор: основные элементы, виды
Рассмотрим основные виды компрессоров, которые применяются в кондиционерах и сплит-системах, и походу рассмотрим нюансы их устройства.
Роторные компрессоры
В сплит-системах этот тип компрессоров максимально распространен. Большая их часть производится в Японии, Китае (80% от общего числа компрессоров) и остальных передовых странах Юго-Восточной Азии.
Спиральные компрессоры
Монтируются в установках, которые используются для коррекции климата в больших жилых и индустриальных помещениях. Спиральные компрессора являются элементом бытовых и полупромышленных кондиционерах, а также в промышленных холодильных установках.
Винтовые компрессоры
Благодаря большой мощности, такие компрессорные установки монтируются в промышленных сплит-системах и кондиционерах, чиллерах с воздушным и водяным охладительным контуром. В настоящее время винтовые компрессоры монтируют во многих моделях коммерческих кондиционеров.
Поршневые компрессоры
Данный вид можно считать морально устаревшим, так как конструктивно и технологически он является прародителем всех автоматических компрессорных установок. В настоящее время он используется в холодильной технике первого поколения.
Компрессора данного типа дооснащаются электрическими двигателями с вертикальным расположением вала, не издающим большого шума при работе.
Важно! Поршневые установки делятся на кривошипно-шатунные и кривошипоно-кулисные. Они отличаются высокой производительностью и эксплуатируются в условиях повышенных нагрузок, то есть в кондиционерах высокой мощности.
Типы кондиционеров
Изготовители производят всякие виды кондиционеров, вкладывая значительные средства в свое дело. В результате чего современный потребитель может выбрать всякую модель по любым параметрам.
Кондиционеры сплит – системы
Устройства типа сплит прекрасно подходят для маленьких комнат.
Различают два вида таких устройств: разделительные системы и мульти разделяющиеся системы. Настенные аппараты вида сплит-система представляют собой два блока: маленький внутренний узел и крупный внешний модуль.
Во внешнем устройстве находятся самые шумные в работе устройства. Мульти сплит-система образована в результате объединения нескольких внутренних блоков к единому наружному модулю. Это разрешает оптимально сохранить дизайн дома.
Кондиционеры потолочного типа
В помещениях с большой площадью, как правило, выбирают агрегаты для установки на потолке. Их достоинство состоит в том, что охлажденный воздух равномерно распределяется горизонтально по комнате, не действуя напрямую на людей.
Массивный кондиционер потолочного вида почти незаметен, и он незаменим, когда нужен обширный поток воздуха для самых отдаленных частей помещения, при этом длина струи у некоторых моделей достигает до 55 метров.
Различают также канальные и кассетные потолочные кондиционеры. При этом первые устройства полностью спрятаны за натяжным потолком или в канале, а второго вида – кассетные блоки имеют вид потолочной плитки размером 600×600 мм.
Сплит-система
Хотя разъединительная система состоит из внутреннего и внешнего модулей, по принципу работы она не отличается от действия бытового потолочного кондиционера любого другого типа.
В самом корпусе внешнего блока расположен теплообменник, вентилятор и компрессор. Дополнительными элементами сплит – системы являются осушитель, расширительный клапан и присоединительные трубки.
А также для подключения агрегата к электросети, в нем расположены нужные пусковые и контролирующие приборы.
Промышленные кондиционеры
Такие устройства разрабатываются для обслуживания площадей более 350 метров и поэтому они имеют ряд особенностей, отличаясь тем самым от бытовых кондиционеров. Устройство прецизионного оборудования может быть различным.
Мультизональные устройства. Эти узлы кондиционирования VRF и VRV включают в себя до 64 внутренних модулей и до трех наружных блоков. Суммарно они располагаются на коммуникациях длиной до 300 метров.
Для всякого внутреннего модуля допускается устанавливать отдельную температуру и обеспечить свой микроклимат в каждой комнате. Погрешность устанавливаемой температуры составляет всего 0,05 градуса.
«Чиллер-фанкойл». Устройства с этой системой отличаются тем, что внутри контура применяется не фреон, а вода или антифриз. Центральный холодильный аппарат называется «чиллером», а теплообменные элементы – «фанкойлами».
Схема чиллер-фанкойл 2
Преимущество такого агрегата в том, что расстояние между этими компонентами может быть любое, так как вода течет по обычным трубам.
Центральные и крышные кондиционеры. Данные устройства разнообразные по своему действию. Они применяются в виде агрегатов по теплообмену, вентиляторов, очистителей и увлажнителей воздуха.
Центральным его называют потому, что воздушная масса обрабатывается во внутреннем блоке и потом по трубам двигается по комнатам. Монтаж кондиционеров такого вида и проведение коммуникаций выделяется особой сложностью и ему требуется наружный источник холода.
По возможности лучше выбирать крышные моноблоки, которые более простые в установке.
Схема работы компрессора
Рассмотрим работу двух типовых установок компрессоров, которые используются в кондиционерах и иных климатических установках.
Кроме домашних сплит-систем компрессорами обеспечиваются и климатические установки внутри автомобилей. По сути, компрессор является нагнетателем вытеснительного принципа действия.
Компрессор кондиционера
С помощью нагнетателя происходит «всас» охлажденного фреона из зоны разряжения, при этом сам фреон пребывает в газообразном состоянии. Сжатием повышается давление, а вследствие и температура фреона. Для будущего охлаждения – это главные технологические условия.
Важно! Для продления срока службы и правильной эксплуатации используется только компрессорное масло. Какая-то его часть остается в самом компрессоре, а остальная циркулирует по системе
Для того чтобы давление не было превышено до разрушающих параметров, в конструкции компрессора предусмотрен предохранительный клапан.
Схемы работы кондиционеров подразумевают совместное применение со следующими видами установок:
- Аксиально-поршневые.
- Аксиально-поршневые диском, который вращается наклонно.
- Роторные или лопастные.
- Спиральные.
Аксиально-поршневой нагнетатель
Наклонный диск приводится в движение приводным валом. При вращении диск заставляет поршни двигаться возвратно-поступательно. Движение поршней параллельно валу. Количество поршней варьируется в зависимости от мощности – их может быть 3, 5, 7 или 10. Количеством поршней формируется рабочий такт совместно с открыванием-закрыванием клапанов.
Важными параметрами, которые обязательно указываются в рабочей схеме, являются:
- Мощность. Зависит от частоты вращения компрессорного вала. Диапазон варьируется от 0 до 5000-6000 об/мин.
- Зависимость от скорости работы двигателя. Чтобы нивелировать этот параметр, используются установки с изменяемым рабочим объемом. Для это применяется компенсирующий наклонный диск.
Для того чтобы изменить угол наклона диска, необходимо использовать пружины в корпусе. Их затягивание или ослабление приводит к изменению геометрической проекции расположения диска на валу. Таким образом происходит изменение параметров производительности.
Чистка от пыли – работаем с химией
Берем ранее купленный баллончик с химической жидкостью, встряхиваем его несколько раз, подключаем небольшой удлинитель к выпускному клапану и приступаем к работе. Процесс заключается в том, чтобы провести опрыскивание из баллончика между всеми «ребрами» испарителя. Чистку нужно произвести в два этапа, с интервалом в 20–30 минут. Первый раз опрыскивание из баллончика преследует цель смочить всю пыль, а во второй раз – выдуть то, что само не отпало.
Чтобы химическое средство максимально подействовало на ваш испаритель и убило все микробы и грибки, советуем только через час приступить к обратной сборке панели автомобиля. Этого времени хватит, чтобы система просохла, и остатки химии улетучились. После очистки кондиционера от пыли рекомендуется заменить фильтр салона, если такой имеется в вашем автомобиле, и провести чистку воздушных каналов в торпеде.
Машина – роскошь или необходимость? Этот вопрос в развитых странах не стоит достаточно давно. А вот что касается его оснащения, здесь мнения автомобилистов могут сильно различаться – и во многом по причинам финансового характера. Но в вопросах комфортных условий нахождения в салоне в жаркое время года большинство водителей единодушно – без кондиционера не обойтись. Именно поэтому многие автопроизводители начали оснащать этим устройством даже модели начального уровня. Климатический контроль или система кондиционирования действительно здорово выручает, когда на улице шкала термометра переваливает за отметку +30 градусов, а таких дней с каждым годом становится всё больше. Единственный недостаток автокондиционеров – со временем становятся причиной появления в салоне транспортного средства неприятного запаха, который пропадает после выключения устройства.
В подобных ситуациях единственный выход – дезинфекция/чистка системы кондиционирования. Но перед тем как приступать к выполнению этих процедур, желательно ознакомиться с теорией: как работает кондиционер, какие функции выполняет испаритель, почему в салоне появляются отнюдь не ароматные запахи. Всё это поможет понять, как почистить испаритель кондиционера с минимальными расходами или как уменьшить временные и трудозатраты на выполнение этой операции. Нелишними будут и советы относительно того, какими средствами можно отсрочить рецидив «болезни».
Читать дальше: Сколько нужно заряжать батарею