Как проложить трубу под дорогой: технологии простые, быстрые и трудоемкие

Возможные сложности и проблемы при укладке

Перед рытьем траншеи найдите на чертежах технической документации земельного участка залегающие сети коммуникаций: газопровод, телефон, отопление, электрические кабели. Если такой документации нет, то обратитесь в администрацию. В их распоряжении есть оборудование, способное найти существующую инженерную сеть на любой глубине. Это позволит в процессе рытья траншеи под водопровод не повредить другую сеть.

Если водопровод ведется от скважины на участке, никаких разрешающих документов не требуется. Но если вы подключаетесь к существующей сети или прокладываете трубу через соседский участок, потребуется официальное разрешение органов местной власти в письменной форме. В противном случае вы можете создать аварийную ситуацию, что грозит разбирательством в суде. С соседями необходимо договориться заранее и получить одобрение на земляные работы.

Проблемой может стать грунт: твердый, мягкий, заболоченный, каменистый или зыбкий. Прокладка водопровода в подобных условиях обойдется дороже, так как потребуется дополнительная защита и крепление всей системы.

Процесс горизонтально-направленного бурения

Когда все подготовительные работы завершены, можно приступать к непосредственному бурению горизонтальной скважины. Теперь вам придется вооружиться кувалдой. При помощи нее заостренный кусок прутка необходимо вбить в землю в том направлении, в котором находится второй котлован.

После того как вы полностью вгоните отрезок в землю, при помощи сварочного аппарата навариваем на него следующий и так продолжаем до тех пор, пока не дойдет до пункта назначения – в нашем случае это второй котлован. Если вдруг на совеем пути вы встретите твердую породу, например, камень, можно слегка изогнуть пруток, поэтому будьте бдительны и крайне внимательны.

Теперь необходимо взять металлическую трубу большего диаметра и надеть ее на кусок арматуры. Поверх этой трубы надеваем еще один еще большего диаметра, именно он и защитит основную трубу от возможных ударов, довольно часто сопровождающих процесс работы. Трубу также необходимо заострить, чтобы добиться ее максимальной эффективности.

После того как вам удастся вогнать трубу на максимально возможную глубину, можно запустить в нее насос с водой, что позволит очистить ее от грязи, в данном случае преимущественно представленной землей.

Первое, что необходимо сделать — согласовать проект строительства, реконструкции

Выполнять прокол под дорогой без плана и согласования не стоит прежде всего по двум причинам. Первая причина это личная безопасность. Может получится так, что под вашим участком уже проходят определенные виды коммуникаций, о которых вы не знали. Бывали редкие случаи, когда о скрытых довоенных коммуникациях не было известно даже после согласования проекта. Стоит все же подстраховаться, чтобы не проколоть прилегающую под вашим участком газовую трубу — последствия могут быть плачевными.

Вторая причина по которой лучше сделать согласование — штраф от органов городского управления за несогласованные действия. Особенно это касается тех видов коммуникаций, которые выходят за пределы вашего личного участка: случаи, когда нужно войти в общую магистральную трубу и т. п.

Виды проколов

Метод прокола применяют при прокладке водопровода под дорогой

В зависимости от применяемых механизмов, принципа прокладки канала для прокладки труб различают следующие виды прокола:

  • продавливание,
  • горизонтально направленное бурение (ГНБ),
  • бурошнековое бурение,
  • гидропрокол,
  • вибропрокол.

Продавливание

Данный вид прокола выполняется следующим образом:

  1. В начальный приямок помещается установка направленного бурения, состоящая из рамы с гидроцилиндрами, которые приводят в движение каретку с буровой колонной – соединенными между собой штангами.
  2. Первой в каретку устанавливается штанга с рабочей головкой в виде острого конуса.
  3. При помощи маслостанции (бензинового двигателя с масляными насосами) гидроцилиндры под усилием вдавливают первую штангу в стенку приямка.
  4. После того как большая часть первой штанги скрылась в почвенной толще, каретку при помощи гидроцилиндров отводят назад. К концу штанги при помощи резьбового соединения прикручивают следующую, закрепляют ее в каретке и повторяют процесс продавливания.
  5. При появлении рабочей головки первой штанги буровой колоны в финальном приямке ее снимают, устанавливают приспособление для крепления и протяжки трубы.
  6. Вытягивая закрепленную к первой штанге трубу, осуществляют ее прокладку в пробуренном таким способом канале (футляре).

Горизонтально направленное бурение

Такой способ широко применяется при прокладке водопроводных сетей диаметром до 200 мм. Прокол выполняется специальными самоходными установками на гусеничном ходу, способными работать в условиях ограниченного пространства и топкого грунта.

Технология выполнения горизонтально-направленного бурения состоит из следующих этапов:

  1. Бурение пилотной скважины – при этом установка заглубляет колонну штанг с рабочей буровой головкой в виде лопатки на первой из них под заданным углом и пробивает узкий канал, выходя на поверхность или в стенке финального приямка в конечной точке траектории прокладки трубопровода.
  2. Последовательное расширение пилотной скважины – на этом этапе рабочая головка заменяется специальным вращающимся расширителем (риммером), который при протяжке колонны штанг увеличивает диаметр канала до необходимого значения. При этом к торцу риммера крепят новые буровые штанги – это необходимо для того, чтобы после расширения канала удобно и быстро можно было протянуть через него плеть трубы.
  3. Протяжка трубопровода – на последнюю присоединённую к риммеру штангу устанавливают вертлюг (серьга), к которому присоединяют оголовок плети трубы. Протяжка трубопровода производится выборкой штанг установкой до тех пор, пока конец трубы не покажется в начальной точке бурения.

В процессе работы внутрь штанг буровой колоны и на наконечник (рабочую головку) подается специальный состав, способствующий разрушению пробуриваемой породы, снижению трения штанг о почву, удалению пробуренной породы из скважины. Собирающийся в приямке буровой состав после завершения работ откачивается, очищается от частиц породы и с помощью химических реагентов регенерируется для последующего использования.

Бурошнековое бурение

Данный способ бестраншейной прокладки водопроводных и других коммуникаций заключается в следующем:

  1. Внутрь большой трубы-футляра устанавливают вращающийся от двигателя установки шнек с рабочей головкой (лопатками) в торцевой части.
  2. При вдавливании установкой трубы в стенку приямка вращающийся шнек пробуривает встречающуюся ему на пути породу и частично удаляет через торец трубы.
  3. После того как первая труба полностью скрылась в почвенной толще к ней присоединяют следующую с таким же шнеком внутри,
  4. Когда конец колоны труб появится в финальном приямке, из нее последовательно извлекают все шнеки с остатками пробуренной и не удаленной ими породы.

В пробуренную таким способом трубу помещают несколько водоподающих магистралей

Гидропрокол

Данный вид прокола выполняется с помощью установки горизонтального бурения, в которой на конце первой штанги буровой колоны одевается специальная головка, пробивающая почвенную толщу перед собой при помощи мощной струи воды, создаваемой центробежным насосом.

Применяется такой метод для прокола рыхлых песчаных и супесчаных почв.

Вибропрокол

При вибропроколе рабочий орган пневмопробойника помимо вращательных движений совершает также и мощные возвратно-поступательные (как отбойный молоток). Благодаря этому, такие установки могут быстро и качественно прокалывать даже самый плотный глинистый или суглинистый грунт.

Особенности бестраншейной технологии

Даже из названия понятно, что в этом случае нет необходимости рыть траншеи. Но в данном случае речь идет только о пересечении дорожного или ж/д полотна, водоема. К объектам трасса трубопровода подводится традиционным способом, однако там она проходит сквозь грунт, поэтому дорожное покрытие (либо рельсы, шпалы) остается невредимым.

Плюсы метода

Бестраншейная прокладка канализации или других инженерных систем имеет неоспоримые преимущества. К ним относится:

  • высокий КПД;
  • относительная бесшумность;
  • небольшой объем подготовительных работ;
  • малочисленность обслуживающего персонала;
  • отсутствие необходимости перекрывать движение;
  • возможность проводить работы в любое время года;
  • полное отсутствие риска повреждения других коммуникаций;
  • меньшие затраты, если сравнивать с традиционным траншейным способом;
  • универсальность: технология дает возможность прокладки трассы в любой местности;
  • сокращение сроков монтажа систем, так как профессионалами данный этап может быть выполнен в течение нескольких дней.

Самое главное преимущество этой технологии — отсутствие серьезного ущерба для окружающей среды, потому что не приходится восстанавливать дорожное покрытие.

Минусы технологии

Есть ли недостатки? Их нет, если рассматривать способ с точки зрения строителей-профессионалов. Владельцы загородных участков могут найти относительные минусы даже у бестраншейной прокладки. Это необходимость найма специальной техники и трудозатратность, когда операция проводится без участия специального оборудования.

Небольшим недостатком можно считать новизну технологии, которая в некоторых случаях может стать причиной неосведомленности рабочих о ее особенностях. Еще одна потенциальная проблема — отсутствие специального оборудования, но она — дело поправимое.

Области применения

После изобретения новых бестраншейных способов отпала необходимость большого объема земляных работ. По этой причине данные технологии используют очень широко. Чтобы убедиться в незаменимость методов, лучше познакомиться с областями их применения. Виды работ:

  • прокладка коммуникационных кабелей;
  • бестраншейная прокладка канализации;
  • монтаж подземных теплотрасс, нефтепроводов;
  • прокладка газопроводов, водопроводов под землей;
  • ремонт или замена поврежденных элементов магистралей.

Один из видов бестраншейной прокладки (ГНБ) дает возможность проводить коммуникации в тех местах, где использование других методов полностью исключается. Например, если нет шанса для подъезда крупной строительной техники, когда в местности велика вероятность оползней и т. д.

Техника, материалы для прокладки

Несмотря на то, что отличия в методах существует, бестраншейная прокладка канализации или других инженерных систем — операция, во время которой звенья трубопровода проталкивают в грунт. Поэтому чаще всего используют определенный набор оборудования. В него входят:

  • установки для прокладки труб: на гусеничном либо пневматическом ходу;
  • сварочное оборудование для соединения звеньев магистрали;
  • трубы, насадки, бурильные головки, шнеки, риммеры;
  • дизельные гидравлические станции (маслостанции);
  • камеры, мониторы для наблюдения;
  • бульдозеры, лебедки, тракторы;
  • гидравлические домкраты.

Каждый из видов бестраншейной технологии может потребовать дополнительных элементов, а также вспомогательного оборудования. Все зависит от характеристик грунта, особенностей и размеров «преодолимого препятствия».

Не экономьте на материалах

Для начала купите качественную трубу. Трубы из разных материалов имеют разные характеристики: стойкость к температурному воздействию и коррозии, прочность и долговечность, стоимость и простота монтажа. Выбирать трубу следует в зависимости от типа прокладываемой коммуникации.

Используйте качественный раствор бентонита для того, чтобы облегчить себе бурение, и не “похоронить” инструмент под землей. Также для этих целей можно пользоваться водой. Вода размягчает землю, и облегчает движение в ней бура. Использование воды позволяет также укрепить стенки будущего тоннеля.

Убедитесь в самом инструменте, при помощи которого вы будете пробивать грунт: он должен быть достаточно прочным. Установки мини ГНБ и дрели должны иметь высокую мощность. Чем плотнее и тверже грунт, тем прочнее и мощнее должны быть ваши инструменты.

Рассмотрим классификацию основных методов.

Группа неуправляемых способов. Бурение может проводиться:

Проходческие машины, совершающие откатки:

  • промывочные;
  • шнековые;
  • с подсосом.

Происходит при помощи промывки бентонитом. Зонд управляемый.

Пилотное бурение с последующим:

  • сухим или мокрым расширениями;
  • расширением в скальном грунте.

Кратко рассмотрим ключевые принципы и моменты прокладки труб бестраншейными методами.

Шнековое бурение (или ГШБ) получило широкое применение в области промышленности и строительства. Особенно актуально в стесненных условиях. Футляр продавливается одномоментно с удалением лишней породы. Также предотвращается возможность обвалов.

К достоинствам относят целостность поверхности грунтов и окружающей среды, работоспособность в различных породах и в любую погоду, создание канала нужной длины и диаметра, отсутствует проседание почв.

Подойдут самые простейшие буровые установки. Их основа – это буровая головка с шнеками, расположенными вдоль за ней. Двигатели могут быть электрическими, гидравлическими или же пневматическими.

Цена ГНБ данного типа позволяет минимизировать расходы. Смета включает просчет каждого этапа и учитывает условия.

Пилотное бурение. К нему прибегают в случаях прокладки трасс, маршрутов пролегания трубопроводов производственного назначения. В установках для этого типа операций буровые головки скошенной формы. Могут быть оснащены специальными соплами для подачи бентонита. Специальный датчик, расположенный в головной части, определяет траекторию движения.

У любой бестраншейной прокладки труб существует ряд своих особенных, неоспоримых плюсов, которые выгодно выделяют ее среди других:

  • универсальность для любых типов поставленных задач: от трубопровода на пустынных территориях до густо застроенных городских площадей;
  • высокоточные технологии гарантируют точность прокладки любого вида коммуникаций;
  • длина путей – до сотни километров, диаметр от 12 м и выше;
  • не нужна тяжелая техника и много работников, следовательно, минимизируются трудовые затраты. Одна установка и не более четверых работников – все, что нужно;
  • ценовая политика ГНБпозволяет сэкономить до 50% финансов и термины до 20 раз;
  • возможность повредить пролегающие рядом сети сводится к минимуму;
  • одновременно кладутся и укрепляются стенки шахты. Этому способствуют спецрастворы в комплексе с уплотнением почв;
  • горы, реки, фундаменты домов и т.п. – не помеха;
  • нет зависимости от метеоусловий;
  • экологичность: верхние слои почвы абсолютно не повреждаются.

Такое важное и ответственное задание лучше доверить высокопрофессиональным специалистам, поскольку требуется соблюдение целого ряда условий: наличие спецустановок, обученные сотрудники с соответствующей квалификацией. Также владение нормативно-правовой документаций, проведение геолого-разведовательных исследований

Мы обладаем всем необходимым из вышеперечисленного перечня, самое главное – огромным опытом в данной отрасли, берем на себя согласование всей технической документации

А это – самая лучшая гарантия качества и долговечной, бесперебойной эксплуатации

Мы обладаем всем необходимым из вышеперечисленного перечня, самое главное – огромным опытом в данной отрасли, берем на себя согласование всей технической документации. А это – самая лучшая гарантия качества и долговечной, бесперебойной эксплуатации.

ГНБ цена. Что касается оплаты работ, то в каждом конкретном случае смета составляется с учетом особенностей вашего заказа, и цена определяется индивидуально. На конечный счет влияет вид грунтов, необходимая протяженность шахты, материалы.

Наши мастера и широкие возможности уникальных технологий бестраншейных прокладок труб решат все ваши сложности и избавят от лишней головной боли в кратчайшие сроки. А в это время вы будете жить в своем привычном ритме.

Современные строительные компании, занимающиеся прокладкой трубопроводов и других коммуникаций, постепенно сводят к минимуму применение траншейного способа, который теряет свою актуальность, предпочитая новые, проверенные временем, уникальные разработки. Благодаря новым технологиям, сегодня возможно проводить сложные строительные работы, не причиняя вред окружающим объектам, без больших финансовых вложений.

Немного об истории: как возник метод ГНБ

Появившись в Америке практически благодаря наблюдательности, энтузиазму и инженерным талантам Мартина Черрингтона (Martin Cherrington), технология ГНБ сильно развилась, усовершенствовалась и ушла уже далеко вперед, завоевав признание строителей во всем мире.

Ныне Martin Cherrington однозначно признан основным изобретателем технологии и его даже называют иногда «дедушка направленного бурения». А тогда, почти 50 лет назад, промышленность горизонтального бурения развивалась на нескольких фронтах, строительные подрядчики пытались пути, чтобы преодолеть проблемы недостаточной управляемости и невозможность делать бестраншейную проходку на большие расстояния. Соединить воедино две уже применявшихся технологии — наклонно-направленное контролируемое бурение (оно использовалось в нефтегазовой промышленности) и горизонтальное бурение (уже достаточно активно применяемое в строительстве, но бывшее неуправляемым), пришло в голову именно Черрингтону. Проведя несколько пробных буровых испытаний, он впервые успешно применил новую идею для бурения скважины для газопровода под рекой Паджеро (Pajero), имевшей очень высокие берега со сложным грунтом из скальных пород. Так найденное решение стало началом новой методики: бурения по заданной траектории, причем при необходимости – криволинейной.

ВЫГОДЫ И ПРЕИМУЩЕСТВА применения ГНБ, как бестраншейного метода прокладки труб; области применения.

Главные возможности методов горизонтального направленного бурения в том, что оно позволяет в стесненных городских условиях, или при наличии автомагистралей на пути строительства осуществить бестраншейную (не повреждающую поверхность) прокладку труб и коммуникаций самого различного назначения. а также решить проблему преодоления естественных преград в виде рек. Перечислим для наглядности отрасли, в которых уже давно и с большим успехом применяются возможности ГНБ:

Бестраншейная прокладка труб для транспортировки жидкостей и газов при строительстве водопровода; канализации; сетей теплоснабжения; газопровода и нефтепровода, а также других продуктопроводов.

Бестраншейная прокладка коммуникаций всех типов: протяжка электрокабеля, прокладка кабелей связи и передачи данных; коммуникации других типов.

Причем трубы используются практически самые разные: из стали, чугуна, бетона, полиэтилена, керамики.

Благодаря самой своей сути, идее этой методики, Бестраншейные технологии и, в частности, технология ГНБ, содержат в себе целый набор преимуществ. Изложим их по пунктам.

Методика выполнения ГНБ – не повреждает поверхность. Полностью сохраняется целостность дорожных одежд дорожных покрытие и движение транспорта никак не нарушается;

соответственно, резко упрощаются и минимизируются согласования с ГИБДД, городскими организациями общественного транспорта и сокращаются их сроки;

Наличие естественных преград, таких, как реки перестает быть проблемой для строителей, и в то же время не приходится грубо нарушать ландшафт объемными земельными работами:

поскольку экологии территории не наносится какой-либо ощутимый вред — согласования с природоохранными организациями также становятся минимальны.

В свою очередь, все это существенно снижает общие сроки на подготовку строительства сетей и коммуникаций.

При бестраншейной методике значительно сокращаются объемы земляных работ, нет необходимости вывоза грунта, как при «наземных» технологиях прокладки траншей;

также уменьшается и количество необходимой техники и рабочей силы.

Не затронут ландшафт – а, значит, нет и расходов на его восстановление (в том числе, затрат времени)

Точность контролируемой с поверхности походки позволяет исключить «ошибочные» выходы бура в нерасчетной точке и повреждения соседних коммуникаций, что крайне важно в условиях современного города. Минимальны риски каких-либо аварийных ситуаций

Минимальны риски каких-либо аварийных ситуаций.

Как следствие всего вышеуказанного, совокупные финансовые затраты могут сокращаться в целом от 30% и до 3-х раз, в зависимости от объекта и методики.

Сокращение сроков строительства очень существенное: от 2 до 20 раз.

— Итак, мы объективно видим ряд неоспоримых выгод. Благодаря всему этому стала настолько популярна во всех развитых странах бестраншейная технология прокладки труб, трубопроводов и коммуникаций, как высокоэффективная, экономически выгодная, а в целом ряде сложных случаев – просто незаменимая технология. И именно поэтому она активно развивается, завоевывая все новые рынки.

Преимущества техники «прокола»

Прокол под дорогой

Одним из наиболее применяемых способов проводки труб является прокол, используемый при работе в глинистых и суглинистых грунтах (с трубами диаметром до 550 мм). Сразу отметим, что длина прокладываемого таким образом участка не должна составлять более 60 метров. Помимо этого, в подобной ситуации вам никак не обойтись без специальной техники (лебедки и домкрата, в частности).

Применение данного метода имеет несомненные преимущества, благодаря которым удаётся выполнять все работы без разрушения дорожного полотна (или какой-либо иной строительной конструкции). И действительно, в данной ситуации вы прокладываете трубопровод непосредственно под сооружениями или строениями, расположенными на поверхности земли.

В последнее время способ прокладки труб, не предполагающий рытья каких-либо траншей, пользуется у строителей всё большей популярностью и вытесняет постепенно другие варианты их проводки. Специалисты считают «прокол» наиболее надёжным методом и связывают это с такими его достоинствами, как:

  1. Сохранение в целостности участка, «пробиваемого» путём прокола почвы.
  2. Отсутствие угрозы коммуникациям, расположенным по соседству.
  3. Возможность отказа от специальной (тяжёлой) строительной техники.

Горизонтально-направленное бурение (ГНБ)

Применение этого метода предполагает наличие соответствующих буровых агрегатов и отлично подходит для создания систем подземной коммуникации.

Работы по данному методы включают три этапа:

  1. Прокладка скважины. На этом этапе применяется буровая головка из твёрдых сплавов, соединённая с гибкой штангой. Направление движения контролируется встроенным в головку навигационным блоком.
  2. Расширение скважины. Осуществляется с помощью расширителя, устанавливаемого вместо головки. Устройство вытягивается от точки выхода головки до расположения бурильного аппарата. Если необходимо существенно расширить тоннель, расширение обычно проводят в несколько стадий. Диаметр получившейся скважины должен на треть превышать соответствующий параметр трубы.

Использование метода ГНБ при прокладке водопровода

Прокладка водопровода методом ГНБ представляет собой процесс, включающий нескольких этапов. Все начинается с получения задачи и составления проекта. Его необходимо согласовать с многочисленными инстанциями, в зоне ответственности которых будет проходить скважина и располагаться строительная площадка.

После утверждения проекта начинается бурение скважин, которое проводится в такой последовательности:

  1. Рекогносцировка на местности. Обустройство подъездных дорог, выставление предупреждающих знаков и ограждений.
  2. Отрывка котлована. В зависимости от габаритов установки ГНБ его глубина может составлять 2-10 м. На дно ямы укладываются железобетонные плиты, при необходимости проводится укрепление стен.
  3. Подвоз и приведение в рабочее состояние техники горизонтального бурения. Установка генератора и топливных баков, бытовки и биотуалета.
  4. Запуск оборудования, бурение пилотной скважины. Контроль траектории проходки осуществляется с помощью навигационных датчиков, закрепленных в буровой головке.
  5. Установка на штангу расширителей. Увеличение диаметра скважины до нужных параметров. Обработка канала буровым раствором, который создает на его стенках твердую корку, предотвращающую деформацию и обрушение.

На заключительном этапе в месте выхода колонны на поверхность к ней цепляется трубопровод и затягивается в скважину.

Методы утепления труб

Утеплитель для труб Проведение теплоизоляции водопроводных труб необходимо. В особенности это относится к наземной части трубы, располагающейся на улице и в неотапливаемых помещениях.

В качестве утеплителя следует выбирать негорючий и влагостойкий материал, который не будет набухать при соприкосновении с конденсатом. Он должен быть устойчивым к влиянию окружающей среды, перепадам температур.

Из листовых материалов применяют тепловолокно и базальтовую вату. Они хорошо сохраняют тепло, но требуют внешнего гидроизоляционного слоя.

Удобный и недорогой материал – пенополистирол. Футляры из него продаются в строительных магазинах. Все что потребуется – заключить трубу в теплозащитный кожух и осуществить герметизацию несколькими слоями скотча. Теплоизоляторы, выполненные специально для труб, удобны при работах с углами и поворотами.

Пенополистирол применяют для проведения как наружных, так и внутренних работ, при этом он довольно прочный, что способствует его повторному применению при необходимости демонтажа системы.

Если расположить водопровод внутри другой трубы, образуется воздушная подушка меж их стенками, которая сохраняет тепло. Но это дополнительная мера, утеплитель все равно потребуется.

Если соблюсти все правила проведения подземных коммуникаций, можно самостоятельно установить качественный водопровод, который прослужит не один год.

Как сделать прокол самостоятельно?

Как уже было отмечено, этот ручной способ применяют, но только если ширина дорожного полотна не превышает 10 м. В этом случае мастеру будет необходима хорошая физическая подготовка, но даже «Гераклу» помощники не помешают. Перед тем как детально рассматривать вопрос о том, как проложить трубу под дорогой, придется заняться поисками оборудования, инструментов и материалов.

Что потребуется найти?

Для операции надо собрать все необходимое. В список входит:

  • болгарка;
  • кувалда;
  • сварочный аппарат;
  • насос с пластиковой трубой;
  • воронка и шланг (длина — около 2 м);
  • пластиковая бочка (200 л, с горловиной);
  • арматура (максимальная толщина — 20 мм, длина кусков — 2 м).

Еще потребуется приобрести несколько отрезков стальных труб нужного диаметра.

Как делают прокол арматурой?

Процесс прокладки трубопровода вручную включает несколько этапов.

  1. Первым делом с обеих сторон участка дороги, где будет прокладываться трасса, выкапывают приямки. Их глубина и ширина больше, чем у основной траншеи. Запас должен составлять 120-130 мм. После этого отмечают ось будущей магистрали.
  2. Начинают забивать направляющую — отрезок арматуры, конец которой заранее заостряют. По мере его заглубления в грунт к первому стержню приваривают второй, потом, если необходимо, следующие. Затем продолжают забивать направляющую в грунт.
  3. После того как арматура вышла наружу, на нее надевают подготовленную «гильзу» — кусок трубы, рабочий край которой заостряют, или нарезают на нем зубья болгаркой. Сзади в трубу вставляют шланг, его соединяют с насосом, который помещают в бочку с водой.
  4. По заднему торцу трубы бьют кувалдой. После того как она заполнилась грунтом, его вымывают с помощью струи воды. Можно обойтись без насоса, однако в этом случае работа усложнится. Гильзу придется постоянно вытаскивать и очищать от земли, а эти манипуляции могут спровоцировать обвал.
  5. Трубопровод, продвигающийся в землю, наращивают с помощью сварочного оборудования. Операцию завершают, когда заостренный торец первого элемента показывается на противоположной стороне дороги. Арматуру вытаскивают, а корпус, который будет «работать» защитным футляром, оставляют в земле.

После окончания проводки траншеи и приямки закапывают, затем тщательно уплотняют грунт.

Как проложить «трубы трубой»?

В этом случае тоже будет нужно приобрести материалы, а насадку на рабочий инструмент можно сделать самостоятельно. Для прокола понадобится:

  • стальная толстостенная труба (диаметр — 40 мм, длина ее больше ширины дорожного полотна);
  • инструментальная сталь для создания наконечника;
  • сварочный аппарат для изготовления конуса (пирамиды);
  • болгарка, а также штыковая лопата, кувалда, лом, уровень.

Это технология также проста, поэтому этапы затруднений не обещают. Сначала из инструментальной стати изготавливают наконечник, который приваривают к трубе.

  1. Как и в предыдущем случае, основная работа стартует с выкапывания. В этом случае траншея-вход должна быть длиннее, чем рабочая труба с насаженным наконечником. Плюс необходимо оставить простор для «размахивания» кувалдой.
  2. Используя уровень и кирпичи, трубу укладывают по центру траншеи таким образом, чтобы инструмент упирался наконечником в грунт, который нужно будет пробивать.
  3. Вооружаются кувалдой, удары наносят по торцу до тех пор, пока наконечник не появится с противоположной стороны.

Помощь ручного бура

Это еще один, относительно простой вариант для тех, кого не устраивают предыдущие методы. В этом случае мастеру будет необходимо приобрести двухметровый ручной бур: метр инструмента плюс метр удлинителя. Еще потребуется:

  • отрезок арматуры: длина около 3-4 м, диаметр — 16 мм;
  • шест, который будет исполнять роль ориентира;
  • кувалда.

Работа поэтапно выглядит так:

  1. Сначала с обеих сторон дороги роют траншеи с таким расчетом, чтобы в них было удобно (сидя) крутить бур. Со стороны выхода будущего трубопровода втыкают шест-ориентир, чтобы не было возможности отклониться от нужного направления.
  2. Потом начинают «заседание» в противоположной траншее: там крутят бур (не отклоняясь от горизонтали) до тех пор, пока он не уйдет под дорогу на всю глубину. Потом берут отрезок арматуры, один его конец должен быть заточен заранее.
  3. Его вставляют в пробуренное отверстие, оставшееся расстояние пробивают кувалдой, время от времени прокручивая стержень. После того как прут пробьет грунт насквозь, берут бур и отправляются завершать начатое в противоположную траншею.

Если грунт под дорогой не слишком податливый, то рекомендуют из траншеи-выхода заранее сделать небольшой подкоп, а затем надежно укрепить его досками. Когда почва на месте работы каменистая, то могут возникнуть препятствия, которые придется героически преодолевать.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все элементарно просто
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: