Растительные тросы
Материалы из которых изготавливаются растительные тросы
- Манильские тросы — сырьём для манильских тросов служат сосудистые волокна черенковой части листьев бананов вида Musa textilis (другое название — абака), произрастающих на Филиппинских островах. Манильский трос легко узнать по пятнистой поверхности, которая образуется при изготовлении от сочетания коричневых и золотистых волокон.
- Сизальские тросы — изготовляются из волокон мясистых листьев различных видов агав, в частности вида лат. Agave var. sisalana (сизаль или агава). Эти растения произрастают на сухих каменистых возвышенных плато в Центральной Америке.
- Кокосовые тросы — изготовляются из волокон, образующихся на внешней поверхности скорлупы кокосового ореха.
- Пеньковые тросы — изготовляют из обработанных мочалистых волокон конопли. Пеньковые тросы тоньше и мягче манильских. Они без труда пропитываются смолой. Мокрые бельные пеньковые тросы плохо сохнут и легко загнивают, так как тонкие волокна активно поглощают влагу. Поэтому пеньковые тросы, предназначенные для использования на судах, предварительно смолят. Смола уменьшает прочность троса на 15-20 %, но вместе с тем и продлевает срок его службы, так как предохраняет от гниения. Несмолёные тросы из высококачественной пеньки прочнее тросов из других материалов, за исключением нейлоновых. Однако манильские тросы высокого качества прочнее смолёных пеньковых, хотя пенька и долговечнее волокон маниллы.
- Хлопок — прочность хлопковых тросов вдвое меньше прочности манильских. Такие тросы очень мягкие и гибкие. Их легко травить, они хорошо работают в блоках, но хлопковые тросы сильно растягиваются и, кроме того, очень чувствительны к плесени.
- Джут — джут производят из мочалистых волокон высокого кустарника, произрастающего в Индии, родственного липе. После срезки стебли кладут в воду, чтобы они стали мягче, затем слущивают лыко, промывают его и сушат. После этого сырьё превращается в готовую товарную продукцию. По прочности джут значительно уступает пеньке и волокнам из абаки.
- Лён — лён используют для изготовления линей (тонких тросов) и различных ниток, а также брезента и парусины.
- Бомбейская пенька — получается при переработке волокнистого растения, произрастающего в Южной Индии. Она дешёвая в изготовлении, но менее прочная, чем обычная конопляная пенька. Используется для изготовления тросов, подвергающихся небольшой нагрузке, а также для свивки с волокнами манильской пеньки более низкого качества.
- Новозеландский лён — это светло-жёлтое жёстковолокнистое растение с длинными волокнами, напоминающими волокна агавы.
Классификация растительных тросов
- шнуры — с длиной окружности от 8,8 до 37,7 мм;
- лини — с длиной окружности до 25 мм тросовой работы и до 35 мм кабельной работы;
- тросы — с длиной окружности от 25 до 100 мм тросовой и от 35 до 100 мм кабельной работы;
- перлини — тросы тросовой работы с длиной окружности от 100 до 150 мм;
- кабельтовы — тросы кабельной работы с длиной окружности от 150 до 350 мм;
- канаты — тросы кабельной работы с длиной окружности свыше 350 мм.
Лини имеют следующие названия:
- марлинь — в две каболки, толщиной 8 мм
- юзень — в три каболки, толщиной 10 мм
- шкимушгар — в три и пять каболок, толщиной 12 и 16 мм
- стеклинь — в шесть каболок, толщиной 15 мм
- шестерик — в шесть каболок, толщиной 18 мм
- лаглинь — в девять каболок, трехпрядный, толщиной 18 мм
- девятерик — в девять каболок, трехпрядный, толщиной 20 мм
- линь — в двенадцать каболок, трехпрядный, толщиной 25 мм
- лотлинь — в восемнадцать каболок, трехпрядный, толщиной 25 мм.
Из линей особо выделяется диплотлинь, изготовляемый толщиной 35 мм в виде троса кабельной работы в 27 каболок.
Корабли снабжаются также сигнальными фалами, которые представляют собой плетеные восьмипрядные круглые шнуры толщиной от 6 до 14 мм. Эти шнуры используются также для оснастки рангоута и парусов шлюпок.
Вес растительного троса
Вес 1 погонного метра растительного троса W в кг можно выбрать из ГОСТовских таблиц или определить по формулам:
-
пенькового несмоленого особого назначения и специального
-
пенькового смоленого особого назначения и специального
-
манильского
-
сизальского
где: С — длина окружности троса, см
2 Устройство тросов
Несмотря на однообразный вид продукции, изделия имеют довольно сложную внутреннюю конструкцию и технологию изготовления. Канат состоит из большого количества стальных проволочек, сплетенных в пряди. Пряди свиваются вокруг сердечника, изготовленного из органических или синтетических материалов. Во многих изделиях используется металлический сердечник, покрытый для защиты от коррозии алюминием или цинком. Нагрузка на трос не передается на сердечник. Он предназначен для амортизации возникающего давления во внутренней части при усилии на разрыв.
Органические сердечники изготавливают из пеньки, хлопчатобумажной ткани, манилы, сизаля. Для предохранения органики используется специальная смазка с дополнительными компонентами защиты от грибка. Смазочный материал снижает трение между нитями, способствует их перемещению при возрастании нагрузок на разрыв и возвращении в нормальное положение. При использовании органических материалов изделиям проще придать сечение круглой формы. Использование этой технологии позволяет значительно увеличить срок эксплуатации изделия.
Для изготовления синтетических сердечников используют нити из полиамида. Сердечник изготавливается двухслойный, витки разных слоев не воздействуют друг на друга. Такая технология позволяет изготавливать легкие и прочные тросы, пользующиеся популярностью у любителей экстремальных видов спорта.
Для изготовления металлических сердечников используются ленточные и проволочные спирали, а также изолированные между собой пластины.
Изделия выпускаются различной степени гибкости. Самыми жесткими считаются тросы на сердечнике из пеньки, состоящие из 42 стальных нитей.
Изделия средней жесткости изготавливаются из 72 проволочек, свитых в 6 прядей. Самые гибкие изделия состоят из 144 проволок, распределенных на 6 прядей и обвитых вокруг сердечника из пеньки.
Гибкость — канат
Гибкость каната зависит главным образом от числа проволок и их диаметра. При одном и том же диаметре более гибким будет тот канат, у которого свито в прядь больше проволок и, следовательно, меньше их диаметр. Канаты выбирают по таблицам в зависимости от их назначения и допускаемой нагрузки.
Гибкость каната определяется диаметром проволок, из которых он изготовлен. Для монтажных работ используются преимущественно канаты из б прядей с количеством проволок 19, 37 и 61 в каждой пряди. Чем чаще канат подвергается изгибам во время работы, тем с большим числом проволок следует употреблять канат. Так, для прикрепления грузов к крюкам применяются стальные канаты из 6 прядей, свитых из 61 проволоки; для подъемных механизмов и приспособлений используются канаты из 6 прядей по 37 проволок; для растяжек мачт, практически не подвергающихся изгибам во время работы, используются жесткие канаты из 6 прядей по 19 проволок.
Гибкость каната определяется толщиной проволочек, из которых он свит.
Гибкость каната определяет его способность к перегибу на блоках ( барабанах) в пределах упругой деформации благодаря внутреннему скольжению проволок.
Гибкость каната зависит от диаметра проволок, из которых он изготовлен: чем меньше диаметр проволок, тем более гибок канат. Но чем меньше диаметр проволок, тем канат быстрее изнашивается и тем дороже его изготовление.
Гибкость каната зависит от диаметра и числа проволок.
Гибкость каната определяется толщиной проволочек, из которых он свит.
Гибкость каната определяется толщиной проволочек, из которых он свит.
Гибкость китобойных канатов и гарпунных линей должна соответствовать гибкости образца, принятого по соглашению сторон.
Для гибкости каната и смазки проволочек в середине прокладывают сердечник из пеньки, пропитанной антикоррозионной смазкой. Шаг свивки — это участок стального каната, на котором все пряди совершают полный оборот.
Число обрывов проволочек на длине шага свивки, при котором канат бракуется.| Заломы и скрутки, не. |
Для гибкости каната и смазки проволочек в середине прокладывают сердечник из пеньки, пропитанный антикоррозийной смазкой.
Последний обеспечивает гибкость каната, а также содержит смазку, предохраняющую проволоки каната от коррозии.
Сердечник обеспечивает гибкость каната и является аккумулятором для смазки каната. В зависимости от сочетания направлений свивки проволок в пряди и прядей в канат различают канаты односторонней ( параллельной) свивки, когда направления в пряди и канате совпадают, и крестовой, когда они противоположны. Канаты односторонней свивки более гибкие, но склонны к самораскручиванию; канаты крестовой свивки более жесткие, но зато не раскручиваются.
От диаметра проволок записит гибкость каната: чем меньше их диаметр, тем канат имеет большую гибкость. Канат, изготовленный из более тонких проволок, быстрее изнашивается, стоимость его выше, поэтому выбирать канат следует в зависимости от его назначения.
Как буксировать машину
Вызов эвакуатора — безопасное решение как для поврежденного автомобиля, так и для его водителя. Перевозкой авто занимается специалист, риск повреждения транспортного средства минимальный.
Однако, вариант с самостоятельной буксировкой намного дешевле — все, что нужно, — это буксировочный ремень (трос), который должен соответствовать нескольким критериям:
- его сила должна соответствовать весу буксируемого автомобиля;
- длина — отвечать типу транспортного средства и навыкам водителя;
- качество и его изготовление должны быть на высоком уровне;
- его концы должны подходить к автомобильным крюкам.
Рекомендации по применению канатов различной конструкции
Канаты одинарной свивки из круглых проволок
Обладают повышенной жёсткостью, поэтому их рекомендуется применять в условиях, в которых отсутствует знакопеременный изгиб, а преобладает растягивающая нагрузка (арматурные, грозозащитные канаты, канаты для линий электропередач, ограждений, растяжек, вант и т.п.).
С прядями типа ТК
Не рекомендуется применять для ответственных и интенсивно работающих подъемных установок. Применяются в условиях, где знакопеременные изгибы и пульсирующие нагрузки незначительны или полностью отсутствуют (расчалочные, временные лесосплавные крепления и т.д.)
С прядями типа ЛК-О
Обладают повышенной коррозионной стойкостью, устойчиво работают в условиях абразивного истирания, благодаря наличию в верхнем слое проволок увеличенного диаметра. Эти канаты нашли широкое распространение в качестве подъёмных на судах и лифтах, тормозных – на шахтных подъемных установках, тяговых – на подвесных канатных дорогах, кабель-кранах и т.д.
Однако для нормальной эксплуатации этих канатов требуется несколько повышенный диаметр блоков и барабанов.
Восьмипрядные типа ЛК-О
Канаты предназначены для различных подъёмных механизмов, где необходима повышенная гибкость и стойкость против поверхностного износа проволок.
Канаты ЛК-Р
Тросы с прядями типа ЛК-Р имеют повышенную степень заполнения поперечного сечения металлом и поэтому нашли применение в различных грузоподъёмных приспособлениях с повышенными осевыми нагрузками. Особенно ввиду наличия, в наружном слое, проволок малого диаметра. Канаты могут эксплуатироваться в условиях воздействия агрессивных сред.
Тройной свивки типа ЛК-Р
Обладают повышенной гибкостью. Повышенная структурная плотность позволяет повысить их прочность, что позволяет использовать их на строительных и металлургических кранах, шахтных подъёмных установках, экскаваторах, подвесных канатных дорогах в качестве тяговых, кабель-кранах и т.д.
Канаты ЛК-РО
Отличаются сравнительно большим числом проволок в прядях и поэтому обладают повышенной гибкостью. Наличие в наружном слое этих канатов относительно толстых проволок позволяет успешно применять их в условиях абразивного износа и агрессивных сред.
Назначение изделия
Чаще всего изделие применяется при буксировочных, такелажных и грузоподъемных работах. Прочный и гибкий, трос непременно является частью оснащения экскаваторов, подъемных кранов, буровых установок. Еще он используется в механизмах подъема и опускания грузовых и пассажирских лифтов и для армирования бетона. Наиболее широко тросы применяются при грузоподъемных работах: гибкость и высокая прочность изделий позволяет делать из них грузозахватные приспособления, выдерживающие серьезные механические нагрузки.
С учетом сложности работ, подразумевающих использование стальных тросов, к выбору изделий следует подходить со всей ответственностью. Современный рынок представляет много видов канатов и тросов из стали, поэтому несведущий человек может растеряться из-за всего этого разнообразия. Поэтому в случае затруднений лучше обратиться за консультацией к профессионалу, который поможет подобрать изделие для конкретных задач.
Строгие требования соответствия эксплуатационным характеристикам предъявляются и к металлическим тросам, и к дополнительным элементам, с которыми они используются. Перед эксплуатацией такие изделия подвергаются различным испытаниям и проверкам и в случае успешного прохождения получают сертификаты и разрешения, позволяющие использование по прямому назначению.
Основные параметры
Основные параметры, по которым выбираются тросы, следующие:
- Прочность;
- Гибкость;
- Грузоподъемность;
- Предельные значения натяжения.
Для повышения устойчивости к агрессивным средам, где будут эксплуатироваться тросы, в отдельных случаях их подвергают дополнительной обработке. Что касается отдельных сфер использования изделия, одним из самых значимых параметров может быть его вес.
3 Основные типы тросов, маркировка
Для различных видов работ используются тросы с определенными специфическими свойствами. Также нужно учитывать основные параметры при обращении в торговую организацию: предельная нагрузка, диаметр, вес, длина.
Тросы классифицируются по виду навивки:
- Одинарная: на сердечник накручивается определенное количество нитей. Такие тросы используются в качестве составляющих для более сложных изделий.
- Двойная свивка: трос делается из заготовок одинарной свивки. Укладка на сердечник выполняется по определенной технологии в зависимости от сферы использования троса. Канаты могут быть однослойными или иметь несколько слоев. Изделия способны выдерживать значительный вес.
- Тройная свивка: изделие состоит из заготовок двойной свивки, по специальной технологии.
По способу изготовления отдельных прядей тросы также можно разделить на несколько категорий, имеющих определенную маркировку:
- ЛК (линейное касание) — пряди наматываются с одинаковым шагом;
- ЛК-0 — трос с прядями из проволоки одинакового диаметра;
- ЛК-Р — пряди внешнего слоя намотаны из проволоки другого диаметра;
- ЛК-РО — трос из прядей смешанного типа.
Знание основных свойств и особенностей изделий позволит подобрать оптимальный вариант по выносливости и длительности эксплуатации. К примеру, при устройстве ЛЭП требуется несущий трос для кабеля. Крепление обеспечивает равномерное распределение нагрузки по всей длине. Оптимальную статистическую нагрузку гарантирует расчет при выборе троса. Однако воздействие атмосферных осадков в течение длительного времени влияет на прочность троса в худшую сторону. Воздействие сильного ветра, создающего значительное усилие на разрыв, приводит к повреждению троса. Восстановительные работы обычно отнимают довольно много времени и сил. Натянуть старый трос не всегда возможно. Грамотный выбор троса по всем параметрам позволит значительно продлить срок его эксплуатации, снизить затраты на ремонтные работы.
Трос и канат — это одно и то же или нет? В чем разница?
Трос свит из металлических (стальных) проволок, канат свит из пеньковых ниток (современный наверное из полипропиленовых). Трос достаточно жёсткий, а канат — мягкий. Ну и сечение у каната обычно намного больше, чем у троса. Разница небольшая, но она есть. правда в настоящее время чёткой границы нет. Трос — витое либо крученое из стальных волокон похожее на верёвку изделие. Канат (иногда синоним «троса») — верёвка из синтетических или натуральных волокон, которая в диаметре должна быть не менее 13 дюймов. Предназначение тоже отличается:тросы относятся к грузовым механизмам, которые широко используются во многих видах оборудования в машиностроительной, транспортной и добывающей промышленности; канаты (имеется в виду в основном из натуральных материалов) очень прочные и влагостойкие, используется как подвесные крепления с нагрузкой в среде с повышенной влажностью, для перетяжки объектов и декорирования, а также как спортивный инвентарь.
Тросом называют все свитые из отдельных прядей изделия, но тросы по длине окружности делятся на несколько видов. При длине окружности от 35 до 100 миллиметров название изделия совпадает с общим термином и называется тросом, а трос с окружностью более 350 миллиметров называют канатом. Эта классификация определена стандартами многих стран мира и России. Но на флоте канатом называют и якорную цепь, но это дань традиции.
В различных областях использования применяются разные названия. В основном, принято считать, что трос — это изделие из металла, а канат изготовлен из синтетических или других неметаллических веществ. Но по современным стандартам применительно к грузоподъемным механизмам используется слово канат вместо слова трос. Иногда с уточнением — «канат стальной». Так что особой разницы нет.
Неожиданно — на такой вопрос из двух ответов получились два очень разных. Я всё же склонен считать, что на вопрос о прядильных волокнах для верёвок и канатов следует считать ответ «ДЖУТ» — он более часто встречается в разного рода кроссвордах.
Скорее всего к преодолению жизненных трудностей.
Вы, скорее всего, с Волги-матушки?
Потому как именно там швартовые канаты называют «чалками»( от слова причал или причаливаться, т.е. привязать судно к «чалу», берегу, пристани и т.д.)..
Каждый швартовый канат имеет на своём «конце» — заплетённый огон для швартовки и набрасывания его на кнехты (не , столь важно, береговые или судовые). Думаю, что в Вашем вопросе слово «очаленный» имеет именно такой смысл
Думаю, что в Вашем вопросе слово «очаленный» имеет именно такой смысл.
Канат простой судовой (в бухтах и намотанный — просто канат).
«Очаленным» он станет, если его разрезать, а концы его заплести в огоны.
Именно тогда он станет пригоден для швартовки(причаливан ия) судна и будет отличаться от обычной верёвки.
Однажды в осенний вечерок папа ежик возвращался домой из мрачного леса, он нес на своих иголочках яблоки для своих деток, он очень устал так как за яблоками приходилось идти очень далеко в самую чащу леса, эту часть леса папа-ежик почему-то называл «работой». И вот уже до норки оставалось совсем немного как папа-ежик увидел небольшой овраг, которого раньше не было. «Капец!»-выругался ежик.»Заблудился от усталости»-подумал ежик. Но возвращаться было уже не безопасно, хищники уже начали выходить на охоту. И вот папа-ежик подумал подумал да и сплел из последних сил березовый канат и словно тарзан перелетел на другую сторону оврага. А на той стороне его ждала любимая жена-ежиха, она очень беспокоилась и пошла встречать папу-ежика. Увидев столь безумный и героический поступок она закричала «Браво» и все закончилось хорошо.
Красивый вопрос и красивая задача, которая показывает, как человеческое воображение пасует перед сравнением большого и малого
Но самое занимательное в этой задаче то, что на самом деле не важно какой длины была первоначальная окружность и каким был ее радиус, при изменении этой длины на 1 метр, радиус любой окружности увеличится на 16 сантиметров. И доказать это элементарно
Пусть у нас была окружность длиной l которую мы увеличим на 1 метр. Тогда имеем, что радиус новой окружности будет равен: R=(l+1)/2п = l/2п + 1/2п
В этом уравнении левое слагаемое не что иное, как радиус первоначальной окружности, который зависит от ее длины, а в правом приращение этого радиуса, которое от длины начальной окружности уже не зависит и является константой
То есть неважно, 40 тысяч километров окружность, или миллион километров, да пусть даже 1 метр, но если ее увеличить еще на 1 метр, то радиус любой окружности увеличится на 16 сантиметров. В которые пролезет не только мышь, но и гонящаяся за ней кошка
Маркировка канатов
Все указанные выше свойства каната отражаются в его маркировке. Примеры:
Канат 10,5-ГЛ-ВК-ОЖ-МК-Л-Н-Р-Т-1770 ГОСТ 3077-80 — канат диаметром 10,5 мм, грузолюдской , марки ВК, оцинкованный по группе «ОЖ», малокрутящийся, левой крестовой свивки, нераскручивающийся, повышенной точности изготовления, маркировочной группы 1770 по ГОСТу 3077-80
Канат 17-Г-В-С-Л-О-Н-Т-1470 ГОСТ 3079-80 — канат диаметром 17,0 мм, грузового назначения, марки В, оцинкованный по группе С, левой односторонней свивки, нераскручивающийся, повышенной точности, маркировочной группы 1470 Н/мм 2
За более подробными консультациями обращайтесь к нашим менеджерам.
Трос стальной уже более столетия является неотъемлемой частью многих устройств, конструкций и машин во всех видах промышленности. Сложно назвать область человеческой деятельности, где бы не применялось это изделие. Ассортимент стальных канатов настолько широк, что для их классификации и эксплуатации создано несколько ГОСТов, регламентирующих условия их изготовления, использования, хранения, проверки и др. В качестве примера можно привести ГОСТ 2688 80.. Изделия, выпущенные в соответствии с этим документом, используются во многих отраслях на открытом воздухе, под воздействием агрессивных сред, для лебедок и кранов различных конструкций и назначения.
Описание и назначение тросов
Зачастую тросы, изготовленные из нержавеющей стали, используют для выполнения буксировочных, подъемных, такелажных работ. Их устанавливают в буровых установках, на экскаваторах, подъёмных кранах. Наиболее широкое применение тросы нашли в грузоподъёмной сфере, благодаря гибкости, высокой прочности, способности выдерживать серьёзные нагрузки. Ими буксируют технику, поднимают грузы, удерживают подвесные мосты, выполняют монтажные работы и пр.
Например, металлические тросы такелажные используют в нефтеперерабатывающей промышленности, добыче угля, речном и морском транспорте, на линиях высоковольтных передач и пр.
Отличие от веревок, канатов
Трос в привычном значении производят из металла. Однако канаты, веревки, шнуры считаются его синонимами. Это крученые витые изделия, изготовленные из натуральных или синтетических материалов. Канат и веревка схожи внешне, но имеют разную толщину — у каната она значительно больше. Шнур представляет собой плетёное либо крученое приспособление маленькой толщины.
Часто пользуетесь тросами?
Редко
100%
Часто
0%
Постоянно
0%
Проголосовало: 5
Характеристики
Есть несколько критериев, по которым определяют предназначение того или иного вида троса.
- Прочность. Это параметр, определяющий минимальную нагрузку на трос, при котором он разрывается. При расчёте данной величины учитывают коэффициент запаса прочности, указанный в ГОСТе, и диаметр самого изделия.
- Количество прядей. Показатель гибкости троса. Наименьшая степень гибкости у изделий с сердечником из пеньки и 42 проволок. Гибкими считаются тросы, состоящие из 72 проволок, предварительно уложенных в отдельные пряди. Повышенной гибкостью обладают изделия с сердечником из пеньки и свитыми в 6 прядей 144 проволоками.
- Размеры. Определяются по длине окружности либо по диаметру. Второй вариант наиболее удобный и распространенный, измеряется в миллиметрах.
- Способ свивки. Как синтетический, так и железный трос бывает с одинарным, двойным, тройным плетением. Спиральный (одинарная навивка) состоит из одного-двух слоёв, навитых на сердечник по спирали. Трос двойной свивки состоит из сердечника, вокруг которого намотано две пряди по спирали. У тросов с тройной навивкой пряди переплетаются вокруг сердечника и между собой, образуя толстый слой.
- Тип касания проволок между слоями. Встречаются изделия с точечным касанием, имеющим разные шаги по слоям прядей. Более работоспособными считаются тросы с линейным касанием, которые изготавливаются в один технологический приём с сохранением постоянного шага свивки. Повышенными некрутящимися свойствами обладают тросы с точечно-линейным касанием, пряди которых получают путем замены центрального стержня в волокнах линейного касания.
Назначение стальных канатов
Как видим, канаты стальные, их классификация и назначение довольно разные. Но помимо того предназначены канаты для грузов или для людей у них есть и более конкретные назначения. Так, продукция с маркировкой ТК рекомендована к использованию в напряженных условиях. Тросы ЛК-О наиболее хорошо подходят для работы на кораблях или в лифтах (здесь может использоваться восьмипрядный). А вот в агрессивных средах лучше использовать ЛК-Р или ЛК-РО. И таких специфических назначений довольно много, как и самих разновидностей канатов.
Назначение канатов | ГОСТ 2688 | ГОСТ 3062 | ГОСТ 3063 | ГОСТ 3064 | ГОСТ 3066 | ГОСТ 3069 | ГОСТ 3070 | ГОСТ 3071 | ГОСТ 3077 | ГОСТ 3081 | ГОСТ 3088 | ГОСТ 3089 | ГОСТ 7665 |
Подъемные канаты башенных кранов | + | + | |||||||||||
Подъемные канаты автокранов | + | + | + | ||||||||||
Подъемные канаты мостовых кранов | + | ||||||||||||
Подъемные канаты судовых кранов | + | + | |||||||||||
Подъемные канаты портальных кранов | + | ||||||||||||
Подъемные канаты металлургических кранов | |||||||||||||
Канаты тельферов | + | + | + | + | |||||||||
Стреловые канаты | + | ||||||||||||
Грейферные канаты | + | + | |||||||||||
Растяжки, ванты | + | + | + | + | + | ||||||||
Экскаваторные подъемные канаты | |||||||||||||
Экскаваторные тяговые канаты | |||||||||||||
Канаты для лебедок | + | + | + | ||||||||||
Скреперные канаты | + | + | |||||||||||
Ваерные канаты | + | ||||||||||||
Канаты для оснастки трапов | + | + | + | + | |||||||||
Талевые канаты | |||||||||||||
Канаты для машин бурения | + | + | + | ||||||||||
Тяговые канаты | + | + | + | ||||||||||
Несущие канаты | + | + | + | ||||||||||
Подъемные канаты для вертикального подъема | + | + | + | ||||||||||
Подъемные канаты для наклонного подъема | + | ||||||||||||
Уравновешивающие канаты (хвостовые) | + | ||||||||||||
Проходческие канаты | + | ||||||||||||
Направляющие канаты (проводники) | + | ||||||||||||
Несущие канаты и ванты для мостов | + | + | + | + | |||||||||
Несущие и др. для подвесных крыш | + | + | + | + | + | ||||||||
Растяжки для мачт | + | + | + | + | + | ||||||||
Стропы | + | + | + | + | |||||||||
Растяжки | + | + | + | ||||||||||
Канаты для шкивов трения | + | + | |||||||||||
Канаты для барабанных лебедок | + | + | |||||||||||
Канаты для гидравлических лифтов | + | + | |||||||||||
Канаты для рыбной промышленности |
Назначение канатов | ГОСТ 7667 | ГОСТ 7668 | ГОСТ 7669 | ГОСТ 14954 | ГОСТ 16853 | ГОСТ 30055 | ГОСТ 839-80 | ТУ 14-4-273-73 | ТУ 14-4-297-85 | ТУ 14-178-229-92 | ТУ 14-178-282-98 | ТУ 14-178-243-99 | ТУ 14-178-303-96 |
Подъемные канаты башенных кранов | + | ||||||||||||
Подъемные канаты автокранов | + | ||||||||||||
Подъемные канаты мостовых кранов | + | ||||||||||||
Подъемные канаты судовых кранов | + | ||||||||||||
Подъемные канаты портальных кранов | + | ||||||||||||
Подъемные канаты металлургических кранов | + | + | + | + | |||||||||
Канаты тельферов | + | + | + | ||||||||||
Стреловые канаты | + | + | + | ||||||||||
Грейферные канаты | |||||||||||||
Растяжки, ванты | + | + | + | + | |||||||||
Экскаваторные подъемные канаты | + | + | |||||||||||
Экскаваторные тяговые канаты | + | ||||||||||||
Канаты для лебедок | + | + | |||||||||||
Скреперные канаты | + | ||||||||||||
Ваерные канаты | + | + | + | ||||||||||
Канаты для оснастки трапов | + | + | + | ||||||||||
Талевые канаты | + | ||||||||||||
Канаты для машин бурения | |||||||||||||
Тяговые канаты | + | + | |||||||||||
Несущие канаты | + | + | + | + | + | ||||||||
Подъемные канаты для вертикального подъема | + | ||||||||||||
Подъемные канаты для наклонного подъема | |||||||||||||
Уравновешивающие канаты (хвостовые) | + | + | |||||||||||
Проходческие канаты | |||||||||||||
Направляющие канаты (проводники) | + | + | |||||||||||
Несущие канаты и ванты для мостов | + | + | + | ||||||||||
Несущие и др. для подвесных крыш | + | + | |||||||||||
Растяжки для мачт | + | ||||||||||||
Стропы | + | ||||||||||||
Растяжки | + | ||||||||||||
Канаты для шкивов трения | + | ||||||||||||
Канаты для барабанных лебедок | + | ||||||||||||
Канаты для гидравлических лифтов | |||||||||||||
Канаты для рыбной промышленности | + |
Стальные тросы
Стальная проволока изготавливается из углеродистой стали, оцинковывается (со временем покрытие стирается).
Обозначения стального троса
- ЛК — с линейным касанием проволок между слоями. При такой навивке каждый последующий слой проволок навивается в сторону, противоположную предыдущему (проволоки отдельных слоев пряди ложатся под углом к проволокам смежных слоев и касаются их в точках пересечения)
- ТК — с точечным касанием проволок между слоями. Проволоки одного слоя свиваются в ту же сторону, что и проволоки смежных слоев, то все слои будут соприкасаться по всей длине проволок
- ЛК-О — с линейным касанием проволок между слоями при одинаковом диаметре проволок по слоям пряди,
- ЛК-Р — с линейным касанием проволок между слоями при разных диаметрах проволок в наружном слое пряди,
- ЛК-З — с линейным касанием проволок между слоями пряди и проволоками заполнения,
- ЛК-РО — с линейным касанием проволок между слоями и имеющих в пряди слои с проволоками разных диаметров и слои с проволоками одинакового диаметра,
- ТЛК — с комбинированным точечно-линейным касанием проволок в прядях.
- ОС — с органическим сердечником — в качестве сердечника в центре каната, а иногда и в центре прядей, используются сердечники из натуральных, синтетических и искусственных материалов — из пеньки, манилы, сизали, хлопчатобумажной пряжи, полиэтилена, полипропилена, капрона, лавсана, вискозы, асбеста.
- МС — с металлическим сердечником — в качестве сердечника, в большинстве конструкций, применяется канат двойной свивки из шести семи проволочных прядей, расположенных вокруг центральной семи проволочной пряди, в канатах по ГОСТ 3066-80, 3067-88,3068-88 в качестве МС применяется прядь той же конструкции, что и в повиве. Их целесообразно применять тогда, когда надо повысить структурную прочность каната, уменьшить конструктивные удлинения каната при растяжении, а также при высокой температуре среды, в которой работает канат.
- Нераскручивающихся канатах — Н — пряди и проволоки сохраняют заданное положение после снятия вязок с конца каната или легко укладываются в ручную при незначительном раскручивании, что достигается предварительной деформацией проволок и прядей при свивке проволок в прядь и прядей в канат.
- Раскручивающихся канатах — проволоки и пряди предварительно не деформированы или недостаточно деформированы перед их свивкой в пряди и в канат. Поэтому пряди в канате и проволоки в прядях не сохраняют своего положения после снятия вязок с конца каната.
- Рихтованный канат — Р — не теряет своей прямолинейности (в пределах допустимого отклонения) в свободном подвешенном состоянии или на горизонтальной плоскости, т.к. после свивки прядей и шпата соответственно напряжения от деформации проволок и прядей сняты рихтовкой.
- Нерихтованный канат — не обладает таким свойством, свободный конец нерихтованного каната стремится образовать кольцо, за счет напряжений деформации проволок и прядей полученных в процессе изготовления каната.
- Правой свивки — не обозначается
- Левой свивки — Л
- Крестовой свивки — направление свивки прядей и стренг противоположны направлению свивки каната.
- Односторонней свивки — О — направление свивки прядей в канат и проволоки в прядях одинаковы.
- Комбинированной свивки — К с одновременным использованием в канате прядей правого и левого направления свивки.
- Крутящиеся — с одинаковым направлением свивки всех прядей по слоям каната (шести — и восьмипрядные канаты с органическим и металлическим сердечником)
- Малокрутящиеся — (МК) с противоположным направлением свивки элементов каната по слоям (многослойные, многопрядные канаты и канаты одинарной свивки). В некрутящихся канатах благодаря подбору направлений свивки отдельных слоев проволок (в спиральных канатах) или прядей (в многослойных канатах двойной свивки) устраняется вращение каната вокруг своей оси при свободном подвешивании груза.
- Марка ВК — высокого качества
- Марка В — повышенного качества
- Марка 1 — нормального качества
- Из проволок без покрытия
- Из оцинкованной проволоки в зависимости от поверхностной плотности цинка:
- группа С — для средних агрессивных условий работы
- группа Ж — для жестких агрессивных условий работы
- группа ОЖ — особо жестких агрессивных условий работы
- П — канат или пряди покрыты полимерными материалами
- Грузолюдские — ГЛ — для подъема и транспортировки людей и грузов
- Грузовые — Г — для подъема и транспортировки и грузов
- Нормальной точности — не обозначается
- Повышенной точности — Т— ужесточенными предельными отклонениями по диаметру каната
- По прочностным характеристикам
n * m + l
W = Kld2
- К — коэффициент
- l — длина троса в метрах
- d — диаметр троса в сантиметрах
Деформации и износ канатов
Чаще всего проволочные соединения разрушаются из-за растяжения, коррозийного или механического воздействия
При обнаружении разрывов при нагрузках на важно обязательно проверить уровень безопасности, особенно, если канат используется для тяжелых й
Коррозионные повреждения возникают в результате эксплуатации во влажных, соленых, кислотных условиях или при воздействии других химических элементов. В этом случае нужно приложить максимум усилий для устранения проблемы. Как вариант, можно использовать специальную смазку.
Механическое повреждение представляет собой надрезы или надколы. Это происходит из-за неаккуратного обращения с , удара. Также механический разрыв случается из-за резкого освобождения от большого веса.
Разрушение прочности прядей троса часто происходит в результате износа при изгибе. Причинами истирания прядей могут быть:
- перегиб и скручивание канатов из-за нагрузки;
- контактные напряжения между отдельными прядями;
- колебание ветра и другие динамические эффекты. Источник колебания называется «реклаймер».
При выборе троса для конкретных целей важно обратить внимание на качество материала и его свойства. Если намерены применять канат в суровых условиях окружающей среды, обязательно смазывайте изделие. Стальные тросы – это сложный инженерный объект, к выбору которого нужно подходить грамотно
Стальные тросы – это сложный инженерный объект, к выбору которого нужно подходить грамотно.